08.11.2024 /
Горнолыжные курорты в Челябинской области запустили системы оснежения
08.11.2024 /
Когда откроются горнолыжные курорты Башкирии
08.11.2024 /
Петтер Нортуг и Йоханнес Клэбо тренируются в Ливиньо
07.11.2024 /
Вирер, Виттоцци, Хофер и Джакомель вошли в состав сборной Италии на первый этап Кубка мира в Контиолахти
SKIGU.RU:Видео с тренировок
SKIGU.RU:Хиршер
SKIGU.RU:Набор в школу инструкторов в Архызе
SKIGU.RU:Про Кубок Мира
SKIGU.RU:Интервью с Pepper customs
Горные лыжи в Швейцарии
Теги: Швейцария | Церматт
16.01.2013
Часть III
26/02
Утром, выезжая, как и было ранее согласовано с Интерхоумом, ключи оставили в апартаментах, и дверь незапертой. Порядок в апартаментах при этом был оставлен близким к идеальному, точнее, в состоянии «как въезжали». На платформе Мадулайна уже привычно тормознули поезд на Санкт-Моритц (станция, как я уже упоминал, полностью автоматизирована и безлюдна; на перроне кнопка остановки поездов, проходящих станцию как остановку по требованию, которая включает пристанционный светофор на красный на 15 мин.)
По прибытии в Санкт-Моритц с ужасом обнаружил, что куда-то потерял билет на ячейку АКХ, где ночевали сумки с ботинками. И на старуху бывает проруха. Ситуация была критическая – Ледниковый Экспресс должен был отойти через полчаса. Пошел в ж/д кассу, объяснил проблему. Но внутренне готовясь к худшему – думаю, сейчас пока бумаги-заявления и т.д. и т.п. Но, может быть, потому, что в одном из окошек была, к счастью, вроде бы та же самая девушка, у которой я накануне вечером что-то спрашивал, и она меня припомнила, а может быть, потому, что вообще люди хорошие, сказали «спокойно, сейчас в течение 5 минут все уладим». И действительно, девушка подошла к ячейкам, открыла, причем даже не задавая предварительно вопросов типа «а что там?» и т.д. Хотя я и сам уже раз пять к тому моменту повторил, что там две сумки с ботинками, которые она потом увидела. Я немного не ожидал такой простоты, говорю, если надо, то я готов документы предъявить/детали оставить/что-то заполнить, - нет, говорит, не надо. Не надо ли вам денег заплатить за нештатное вскрытие? Нет, спасибо. Вот так.
В дорогу купил в вокзальном кафе свежие булочки, да и кофе там был неплохой. Вокзал Санкт-Моритца, кстати, как здание «часть культурного наследия ЮНЕСКО», согласно табличке, хотя внутри обычный современный. В нем есть интересная комната-музей окрестной железной дороги Ратише Бан, горной и потому довольно непростой и долгой в постройке. Подали Ледниковый Экспресс, багажные пространства в вагонах предусмотрены и большие, ждем отправления.
Поехали. Ну что сказать про маршрут. Красиво, конечно. Хотя не могу сказать, что так уж прямо все время дух захватывает. Самые красивые части – первые час-полтора от Санкт-Моритца (Альбулалини; к сожалению, виадуки видны только со стороны, из поезда ничего этого не видно), и последний час при подъезде к Церматту. Хотя, конечно, было интересно и всю дорогу, - и перевал Оберальп, и верхние течения: сначала великой германской реки Рейна, а после перевала, в противоположную сторону, - великой французской реки Роны. В речках и ручьях – очень красивая сине-зеленая вода, особенно в Прицерматтье, да и в Роне/Рейне. На подступе к перевалу Оберальп было облачно, так что там красота м.б. этим немного скралась. Вообще, мое лично впечатление от видов приблизительно соответствует фото. При движении идет лекция, но русского нет, английский и несколько других. По ходу предлагают прямо за столик (места со столиками) принести обед (вполне нормальное меню среднего альпкафе), причем, что неожиданно, относительно недорого: например, супчик 10,50 фр., кофе по 4,30 и т.д., мы воспользовались, вкусно. Девятичасовой поезд не могу сказать, что утомил, все было комфортно. В Куре и Виспе довольно длинные остановки, можно выйти из вагона подышать свежим воздухом.
Однако, поездка подходила к концу. В Таше, нашем пункте назначения, Ледниковый Экспресс обычно не останавливается. Нам надлежало ехать до конечной, до Церматта, а потом немного возвращаться назад на местном поезде-челноке. Но, один из проводников Экспресса оказался таджиком почтенных лет, чувствовалось, был очень рад встретить в прошлом соотечественников, и по своей инициативе договорился, спасибо этому хорошему человеку, что поезд специально из-за нас ненадолго остановят в Таше, где мы и сошли.
Таш выглядит как местная, аутентичная деревня, маленькая. На лестнице нашего домика, внешне традиционного и характерного, куклы в национальных нарядах. Хозяева – швейцарско-деревенские бабка с дедом, нам были рады (кстати, и нашим подаркам). По-английски действительно оба ни слова, и не понимают, т.е. вообще, так что приходилось на немецком. Апартаменты хорошие, особенно кухня, не то, что было в Мадулайне. По ТВ среди пары сотен каналов есть и на русском 2-3. Поселились, и умудрились даже успеть купить что-то из еды в местном КООПе. Вообще, в Таше хорошо с продуктовыми магазинами - минимаркет Авек при парковке до 21.00, КООП до 18.30 (причем, работает и по Вск.) Рядом с церковью есть другой продуктовый, Консум (тоже сетевой, хотя есть специалитеты) и недорогое кафе. Несколько кафе есть рядом с ж/д станцией и парковкой.
27/02 Ротхорн, Зуннега, Горнерграт
Первый день катания в Церматте. Погода с утра сильно не ахти, так что поразмышлял, стоит ли ехать кататься, или так по Церматту пошляться, но в результате поехал, в надежде, что в горах погода еще и по вертикали меняется, и если даже внизу она совсем никакая, то в середине/вверху еще не факт. Риск стоимостью дня скипасса потом оправдался – кататься было можно, а временами погода была совсем даже и ничего.
Парковка ж/д станции Таша очень большая, подземная многоэтажная, и похожа на парковку приличного аэропорта, с большими тележками и т.п. Предполагается, что турист оставляет авто на парковке, грузит все на тележку, вместе с тележкой садится в поезд, и едет до Церматта, где на ж/д станции он должен тележку оставить, и, вероятно, стандартно взять такси (на привокзальной площади ждут электротакси, размером с газель, не очень дорогие, но и не дешевые), ну или его встречает транспорт отеля. Все это под флагом сохранения окружающей среды/чистого воздуха, хотя и о себе не забыли, - работа таксистами есть. Проезд Таш-Церматт и обратно стоил бы 16.80 фр., но здесь же в ж/д кассе взял скипасс, а в него поезд-челнок до Церматта включен. Скипасс такой на 6 дней стоил 420 фр., плюс доплата 40 фр. за один день катания в Червинии (и далее, по необходимости, столько же за каждый дополнительный день). Кассир сказала, что если на Италию планировать только 1 день, то так выгоднее, а если на Италию закладывать 2+ дня, то скипасс на Червинию может быть выгоднее купить там.
Начал кататься поздно, в 12.00-13.00 (отсыпался, не сразу поехал). Поднялся на Горнерграт на особой местной достопримечательности – горном поезде и ж/д Горнерграт Бан (40 мин), тоже интересно, хотя на любителя, а также обычного туриста (коих, впрочем, среди пассажиров было немного, в основном катающиеся). В местный высокогорный ресторанно-торгово-отельный комплекс не пошел, да и пофотографировать панорамы из-за погоды не получилось. В течение дня проглядывало солнце, но мало, иногда бывало и молоко, часто темновато из-за облачности, хотя посветлее, чем в предыдущие темные дни в Энгадине. Ушел на Хохтайл, и затем катал Ротхорн-Зуннегу и в конце немного Риффель-Горнерграт, со спуском в поселок через Фури. Переходы между регионами узкие неинтересные траверсы. Хотя на этих траверсах, если по лесу, то часты красивые деревья и камни, вообще бывает очень красиво. Порядочно, иногда много людей. Широких трасс мало, из всех прокатанных мне вообще понравилась только одна, возле кресла Патрульарве. По состоянию, трассы здесь пока однозначно похуже, чем в Санкт-Моритце. Что неожиданно, встречаются на трассах камешки, причем регулярно. В основном, мелочь, посыпавшаяся сбоку, но иногда и торчат. Очень часто соскоблено до льда, бугры. Потому что много узких трасс и идет много людей.
Вечером погулял по Церматту (лыжи бросил прямо на вокзальной площади, у «буфета»). Центральная улица Банхофштрассе (а больше ничего в Церматте и нет, - резиденции да отели), как водится, состоит из сувенирных и др. магазинов, баров и т.п. Очень все «туристично». Ножики, часы, открытки и т.п., очень много. Хотя, есть тут и большой ски-центр с хорошим выбором предложений по обучению, гид-туров и т.д. Но вообще, Церматт оставляет пока впечатление очень людного и специально интернационализированного курорта (на вокзале даже приветствие на паре десятков языков, в том числе «добро пожаловать»; заметно больше англо- и франкоговорящих, чем в Санкт-Моритце и его регионах), и, несмотря на электротакси и т.п. сохранение окружающей среды, впечатление остается какое-то индустриальное. Турмассовая креатура, машина турбизнеса.
28/02 Плато Роза, Шварцзее
Катал Шварцзее, и сначала и в конце Плато Роза/под ним. Днем наверху сплошной снег, видно плохо, только к концу дня распогодилось и даже проглянуло солнце. Пухляк, многие оффпистят на широких. Пухляка много и на всех хватает, но возможны камни – при оффписте подрал скользячку. Очень красиво в районе Шварцзее – Штафель: виды, камни/скалы, елки/сосны, лиственницы в снегу (хотя трассы тут никакие, точнее, прогулочные), но эта красота стоит длинного контруклона, который приходится каждый раз преодолевать после того. Скала Маттерхорна, конечно, тоже впечатляет. Под плато Роза, как и ранее на Горнерграте-Риффеле, обнаружилась особая «медленная» трасса, т.н. Slow Slope, для прогулочного, на минимальной скорости катания, типа, руки за спину и как по бульвару, созерцая виды и Маттерхорн. А что-то в этом есть. Катание под Плато Роза и в регионе Шварцзее представляется пока заметно поинтереснее, чем Зуннега и Горнерграт. Хотя и тут свои «прелести». По ходу дела почему-то решил забраться наверх плато двумя последовательными бугелями, и залез, но бугель оказался таким длиннющим, что проклял все, пока доехал, хотел все слезть. Километра 2-3+ тянется, наверное. А потом еще один, такого же размера. Вдоль них – длинный и с минимальным уклоном, практически горизонтальный, кусок. Хотя, для всего можно найти применение – например, здесь удобно отрабатывать катание на одной лыже. Народу порядочно, и в конце дня почти везде на уклонах серьезные бугры. В том числе на узкой черной трассе спуска в поселок, которая, вероятно, и все время в буграх, и т.о. интересна если только прямо с утра. Ну, попрыгал под конец.
Автобусы от подъемников/окончаний спусков в Церматте ходят хорошо, в часы пик очень часто. Выпив кофею в привокзальном буфете (кстати, 3.70, что дешевле обычного), чуть погулял еще по городку и закупился продуктами в местном в КООПе (рядом с ж/д станцией, напротив). Похоже, этот супермаркет работает и позже 18.30, стандартного времени закрытия других КООПов.
01/03 Кляйн Маттерхорн, Плато Роза, Шварцзее
Отличная погода, солнце, хотя иногда чуть в дымке. Наверху, правда, -10-15, т.е. прохладно, но ветер слабый. В целом, сегодня мы поднялись на поезде на Горнерграт, спустились к Фури, на гондоле на Кляйн Маттерхорн, смотровая там, катание оттуда и по плато Роза, и в конце дня длинный спуск от Шварцзее через Штафель. Удивило, что на трассах Горнерграт-Фури почти с утра, в 10.00, уже нарыты большие бугры, причем народу вроде как немного. Готовят, что ли, плохо?
От слишком быстрого подъема по лестнице на смотровую на Кляйн Маттерхорн ощутил нехватку кислорода. Поторопился, недаром там знак «двигайтесь медленно». Конечно, со смотровой красивые виды на весь регион и горы.
Порядочно встречается сегодня русских. Кстати, и русский язык могут понимать, надо иметь в виду: вчера при спуске в Церматт в одном месте был не уверен, куда ехать, спросил проезжавшую мимо французскую семью, те подсказали, а в конце, когда я извинился за свой французский, дескать, преимущественно англоговорящий русский, то француз, тоже правда порывшись в памяти, выдал вполне русские слова «туда и туда». При спуске со смотровой сбоку красивые виды на ледник. Некоторые, хотя очень немногие, оффпистят по закрытой из-за трещин части ледника. Я не совался, к тому же, из-за обнаруженных вчерашних неслабых подиров скользячки вообще стал смирнее, за день всего только несколько раз рядом с трассами походил. Пухляк хорош.
Под конец дня, спустившись от Трокенер Штиг, перекусили супом и своим сэндвичем в Кейзе Штубе с красивым видом на Маттерхорн. Черную оттуда в Церматт уже закрыли, раньше остальных, и поднявшись к Шварцзее, мы опять проехали прекрасным прогулочным маршрутом через Штафель. Рядом с трассой приблизительно посредине пути до Фури - скамейка для медитации с вероятно идеальным видом на Маттерхорн и табличкой с парой легенд о происхождении скалы. Еще раз отмечу, что ущелье в районе Штафель, и вообще Церматт – очень красивое по природе место: сосны, осыпанные снегом, лиственницы, красивая порода гор и скалы.
Спустились до Фури и оттуда вниз на гондоле, проигнорировав на сей раз трассу, идущую от Фури до автобусов среди домиков верхней, «деревенской» части Церматта, узкую и обычно в конце дня разбитую. Эта верхняя часть Церматта, кстати, сильно похожа на Таш – традиционные местные темные деревянные срубы на столбах и/или каменном первом этаже. Возле автобусов, на нижней станции вагона/гондолы, оставили лыжи на хранение в стойках на улице (локерах) – очень удобно, 2 фр., всегда были свободные. В сочетании с частым поездом-челноком возможность оставить лыжи у подъемника опять же делает Таш очень хорошим местом дислокации. Некоторые, хотя и немногие, даже оставляют тут лыжи на ночь и без локера, совсем немногие – даже и г/л ботинки. От окончания спуска в центр, соответственно налегке, решили прогуляться пешком. Далековато все же, и несколько утомительно после дня катания, лучше впредь на автобусе. По дороге посмотрели кое-что из горнолыжного, часы и пр. сувениры. По г/л недешевое место, не дешевле Москвы, хотя выбор побогаче.
Домой и спать. Хотя изначально хотели пойти вечером в Таше в баню одного из отелей, Валлизерхоф, 10 фр., до 21.00, но получилось, что поздновато вернулись и отменили.
Автор: Дмитрий Крылов
Курорты:
6 |