08.11.2024 /
Горнолыжные курорты в Челябинской области запустили системы оснежения
08.11.2024 /
Когда откроются горнолыжные курорты Башкирии
08.11.2024 /
Петтер Нортуг и Йоханнес Клэбо тренируются в Ливиньо
07.11.2024 /
Вирер, Виттоцци, Хофер и Джакомель вошли в состав сборной Италии на первый этап Кубка мира в Контиолахти
SKIGU.RU:Видео с тренировок
SKIGU.RU:Хиршер
SKIGU.RU:Набор в школу инструкторов в Архызе
SKIGU.RU:Про Кубок Мира
SKIGU.RU:Интервью с Pepper customs
Самые популярные универсальные горные лыжи ведущих брендов
Помню лет 20 назад, наблюдая за перипетиями Кубка мира по телевизору, я страстно и безнадёжно мечтал хотя бы раз прокатиться по этим идеальным отратраченным трассам, где нет ни бугров, ни льда, ни земли. Мы катались тогда на совершенно неподготовленных подмосковных склонах. Каждую осень выходили на субботники, косили траву на склоне и лопатой разбивали кротовые кочки.
И вот дожили.
Как грибы после дождя растут горнолыжные центры с великолепно спланированными склонами, искусственным оснежением, идеальным состоянием снега. Да и выглаженные трассы известных альпийских курортов уже знакомы нашим горнолыжникам подчас лучше, чем российские горнолыжные центры.
И можно «зажигать» на полной скорости, не боясь нарваться на камень или словить незапланированный бугор. Но проходит несколько часов замечательного катания и вдруг замечаешь, что склон уже далёк от состояния изначальной «вельветовости» и твои лыжи, только что замечательно нарезавшие идеальные дуги, вдруг начинают «дурить». А в памяти всплывает типично российский термин для определения этого состояния склона - «расколбас».
А ведь есть ещё много «диких» склонов, есть ещё родное Приэльбрусье и много других мест, где склоны никогда не знали знакомства с ратраком. Надо признать, что обычные карвинговые лыжи и особенно спортивные модели, весьма болезненно переносят знакомство с разбитым неподготовленным склоном - срывают дугу, удлиняют радиус поворота, теряют отдачу и т.д.
Но люди хотят кататься везде, а раз есть спрос, то должно быть и предложение. Поэтому практически все фирмы предлагают модели для катания по неподготовленному склону.
Понятие «неподготовленный» склон весьма широко и лежит в интервале от неглубокой внетрассовой целины до разбитого, но ровного склона, захватывая бугры, «расколбас», корку, «кашу» и другие прелести дикой природы.
Естественно и модели лыж этого диапазона могут весьма отличаются как геометрией, так и своими характеристиками. При этом следует отметить некоторые общие отличительные признаки лыж этой группы.
Первое - все лыжи этой группы имеют достаточно широкую талию примерно 74-98 мм.
И второе - лыжи для неподготовленных склонов хорошо (а некоторые и отлично) идут и по подготовленной трассе. В том числе и в карвинговой технике, что сейчас является необходимым условием. Таким образом, следует говорить скорее не о лыжах для неподготовленных склонов, а об универсальных лыжах.
Неудивительно, что практически у любого бренда, универсальные модели составляют большую часть коллекции.
В текущем сезоне, следуя установившейся тенденции, большинство универсалов, вне зависимости от их области применения, оснащены рокерами различной конфигурации и размера.
Универсалы бывают разные. Я бы разделил их так:
1. С талией 74-80 мм. Назвал бы их "карв-универсалы". Основное назначение - катание по трассам. Подготовленным и несильно разбитым. Некоторые модели этой группы имеют весьма короткий радиус. Основная "универсальность" в том, что лыжи этой группы хорошо карвят по разбитому склону. В том числе и по короткой дуге. Будут интересны и на коротких "московских" склонах.
2. "Оффпист-универсалы". Талия 80-90 мм. Эти лыжи имеют, как правило, достаточно длинный радиус и предназначены, в основном, для катания в "больших горах" по разбитым трассам и вне трасс, но без глубокой целины. На коротких склонах не интересны. Хороши в расколбасе и буграх. По подготовленному склону кататься можно, но тут они проигрывают в точности и цепкости специализированным моделям.
3. "Фрирайд-универсалы". Талия 90-98 мм. Еще недавно считались фрирайдовыми моделями. Но с появлением супершироких моделей для целины, перекочевали в категорию универсалов. Как правило, неплохо идут по глубокой целине (правда, здесь проигрывают чисто райдовым моделям) При этом достаточно хороши и на жестком склоне, что собственно и определяет степень их универсальности. Неплохо карвят по длинной и средней дуге.
В этой статье я хочу остановиться на некоторых наиболее популярных универсалах ведущих брендов.
Карв-универсалы
Долгое время «легендой» этой категории являлась модель ATOMIC Metron B5.
Обладая в ростовке 162см радиусом в 11метров и талией 76мм, лыжа имела очень хорошую торсионную жесткость и великолепно карвила даже по весьма разбитому склону. Надо отметить, что многочисленные попытки повторить характеристики этой модели другими брендами, не увенчались успехом.
Но всему приходит конец, и даже эта удачная модель была снята с производства.
Для заполнения образовавшейся ниши короткорадиусного универсала Атомик выпустил модель с технологией DD, Atomic D2 VF 75.
Геометрия: | 126-75-111 (166) |
Радиус бокового выреза: | 13 м (166 см) |
Ростовки: | 148, 157, 166, 175 |
Модель уже не обладает столь радикальной геометрией и жесткостью, но также хороша в карвинге по разбитым склонам, обладая к тому же и менее строгим характером.
Не осталась в стороне и фирма Head, выпустив свою версию короткорадиусного универсала Head i.Supershape Titan.
Геометрия: | 128-78-114 |
Радиус бокового выреза: | 13.5 м (170) |
Ростовки: | 156, 163, 170, 177 |
Сделанная по WC технологии и снабженная пьезоэлектрической системой KERS лыжа, произвела фурор на тестах! Великолепная стабильность в разбитом снегу, цепкость на жестком склоне и маневренность, сделали ее одной из самых популярных моделей этой группы.
Хотелось бы остановиться на модели Fischer Progressor 900 Flowflex.
Не являясь формально универсалом, лыжа обладает всеми свойствами короткорадиусного карв – универсала. Тут и достаточно широкая талия, обеспечивающая хорошую проходимость в проблемном снегу, и прекрасное виброгашение, и замечательные карвинговые свойства. Легкий заход в поворот обеспечивается двухрадиусным сайдкатом, а точность ведения резаной дуги специальной системой усиления Dual Radius Amplifier.
Геометрия: | 121-75-104 |
Радиус бокового выреза: | 13/17м (170) |
Ростовки: | 160, 165, 170, 175, 180 |
Фирма Scott традиционно ориентирована на выпуск универсальных лыж. Поэтому неудивительно, что именно этой фирме принадлежит один из лучших «самых универсальных» универсалов Aztec. Деревянный сердечник с двумя слоями титанала делает эту лыжу цепкой на жестком склоне и устойчивой на скорости. Геометрия Pre Track - радиус бокового выреза начинается не от концов лыжи. Носок и пятка не имеют сайдката. Это дает возможность существенно укоротить радиус и добавить универсальности. На жестком, лыжа работает более коротким участком канта, что улучшает её маневренность, а в глубоком снегу начинает работать вся длина лыжи, улучшая проходимость и стабильность.
Лыжа замечательно ведет себя как в достаточно глубокой целине, так и на жестких укатанный склонах. Весьма стабильна на достаточно высокой скорости.
Геометрия: | 118-78-108 (175) |
Радиус бокового выреза: | 14 м (175) |
Ростовки: | 155, 165, 175, 185 |
Оффпист-универсалы
Фирма Elan выпустила в этом сезоне широкий универсал, сделанный по технологии асимметричного рокера Amphibio. Такая конструкция сокращает эффективную длину внешнего канта, что облегчает резаный поворот на жестком склоне.
82мм по талии, деревянный сердечник и двойной титанал – вот секрет мощного и проходимого универсала!
Торсионная жесткость у этой модели на высшем уровне! И теперь именно торсионка - главный маркетинговый тул Элана. Все Амфибии скручиваются в сторону рокера и бетонно-жесткие со стороны прогиба.
Геометрия: | 128-82-109 |
Радиус бокового выреза: | 14.1, 15.7, 17.4, 18.4 |
Ростовки: | 160, 168, 176, 182 |
Очень интересная модель у Blizzard - M-Power FS IQ-MAX.
Сделанная по технологии IQ Power FS с силовым бустером по верху лыжи и гидравлическим амортизатором в платформе, эта достаточно жесткая лыжа при наборе скорости становится удивительно маневренной и прекрасно карвит по средней дуге. Эффективное виброгашение делает лыжу неутомительной при длительном катании и стабильной на скорости и в проблемном снегу. Достаточно жесткий носок требует акцентированной загрузки. В силу этого лыжа более адаптирована под разбитый снег, который просто и легко пробивается мощным носком, чем под целину. С этого года модель получила небольшой рокер на носке, что улучшило ее характеристики в относительно глубоком снегу и облегчило управление.
Геометрия: | 128-87-113 |
Радиус бокового выреза: | 18.5m (174) |
Ростовки: | 167, 174, 181 |
Бесспорно, самая яркая, самая неожиданная и самая обсуждаемая – можно смело утверждать – «ЛЫЖА – СЕНСАЦИЯ 2012 года!» - Salomon BBR – «Голубая акула». К несомненным достоинствам этой лыжи по сравнению с другими фрирайдовыми лыжами следует отнести то, что она практически идеально подходит тем, кто катается по трассам и хочет попробовать фрирайд. Лыжу тестировали на достаточно жестком, местами обледенелом склоне – лыжа отлично держит, что вполне ожидаемо, учитывая геометрию и деревянный сердечник. На целине лыжа маневренна и легко всплывает. Феноменально короткий радиус делает эту лыжу, по словам тестеров, похожей на «широкую слаломку».
Геометрия: | 147-88-110 |
Радиус бокового выреза: | 12.5 м (176) |
Ростовки: | 166, 176, 186 |
Фрирайд-универсалы
Лыжа Rossignol Experience 98 уже совсем близка к фрирайдовой серии. Ну и действительно, лыжи Experience являются дальнейшим развитием известной в прошлом серии универсалов и фрирайдовых лыж, Bandit.
Бескомпромиссный универсал с рокером для любого ландшафта. Сэндвич, усиленный титаналом, облегчённая конструкция носка CASCADE. Стабильно держат радиус на скоростной трассе и льду. Уверенно "плывут" и управляются в целине. При этом следует отметить, что лыжа весьма мощная и требует правильной и активной работы для проявления всех своих положительных качеств.
Геометрия: | 139-98-128 |
Радиус бокового выреза: | 19.9 (180) |
Ростовки: | 172, 180, 188 |
Многие помнят и знают знаменитую модель Scott Crusade.
Она в новом, необычно светлом дизайне выпускается и в этом году. Но есть и новинка! Еще больше адаптировав популярный Crusade для катания по целине, фирма Scott выпустила модель Venture. Она отличается не только дизайном, но и большей шириной талии, что улучшает всплытие в мягком снегу. Сохранена инновационная технология аэродинамических профилей, не только придающих лыже стабильность в глубоком снегу, но и существенно улучшающих торсионную жесткость.
Геометрия: | 134-96-121 |
Радиус бокового выреза: | 16m (178) |
Ростовки: | 168, 178, 188 |
Фирма Volkl по-прежнему продолжает выпуск одной из самых универсальных лыж этой группы, Mantra. The perfect ski for every rider – так позиционирует эту лыжу сама фирма Volkl. Награды лыжных журналов Ski и Editors Pick, только подтверждают высокие характеристики этой лыжи. Полностью деревянный сердечник из спортивной серии Full Sensor и двойной титанал придают этой лыже необычайно высокие для фрирайдных лыж характери-стики на жестком склоне, а небольшой рокер на носке, существенно улучшает поведение в глубоком и разбитом снегу.
Геометрия: | 132-98-118 |
Радиус бокового выреза: | 24.2m (177) |
Ростовки: | 163, 170, 177, 184, 191 |
Конечно, в короткой статье невозможно рассказать обо всем разнообразии универсальных лыж. Я остановился лишь на самых популярных, на мой взгляд, универсалах не только этого сезона, но и нескольких предыдущих лет, по-прежнему выпускаемых и в этом сезоне.
Автор: Александр Захаров
Впервые опубликовано на сайте Alpindustria.ru
25 |