08.11.2024 /
Горнолыжные курорты в Челябинской области запустили системы оснежения
08.11.2024 /
Когда откроются горнолыжные курорты Башкирии
08.11.2024 /
Петтер Нортуг и Йоханнес Клэбо тренируются в Ливиньо
07.11.2024 /
Вирер, Виттоцци, Хофер и Джакомель вошли в состав сборной Италии на первый этап Кубка мира в Контиолахти
SKIGU.RU:Видео с тренировок
SKIGU.RU:Хиршер
SKIGU.RU:Набор в школу инструкторов в Архызе
SKIGU.RU:Про Кубок Мира
SKIGU.RU:Интервью с Pepper customs
Музей SkiGu.Ru: Rossignol 3G и 4S 1984 года
Первая статья "музейного" цикла, которая пишется в отсутствие экспоната. Надеюсь, это не очень повлияет на результат.
Rossignol 3G и 4S образца 1984 года, продолжатели таких известных моделей, как Rossignol SM и FP, на мой взгляд, самые красивые Россиньели за всю их более чем столетнюю историю. 3G и 4S завоевали много побед на Кубке мира и Олимпийских играх, став достойными "коллегами" для:
- Микаэлы Фиджини, самой юной олимпийской чемпионки в горных лыжах за всю историю игр, выигравшей в 17 лет скоростной спуск в Сараево, и самой юной обладательницы Большого хрустального глобуса, который она завоевала в 18 лет в сезоне 1984/85;
- Марии Валлизер, обладательницы Малого хрустального кубка за скоростной спуск в сезоне 1983/84 и серебрянного призера Олимпийских игр 1984 года, уступившей Микаэле Фиджини 5 соток в борьбе за золото;
- Эрики Хесс, шестикратной чемпионки мира и бронзового призера Олимпийских игр 1980-го года в слаломе, завоевавшей в сезоне 1983/84 свой второй Большой хрустальный глобус;
- Перрин Пелен, француженки, поднявшейся в Олимпийском Сараево на вторую и третью ступени пьедестала в слаломе и гиганте соответственно;
- Михаэля Маира, бронзового призера в зачете Кубка мира по скоростному спуску в сезоне 1985/86, итальянского великана (рост 192, вес 102 кг), которому компания Rossignol делала лыжи длиной 230 см (!) при "стандартных" тогда 223-225 см для мужского скоростного спуска.
Но сегодняшний наш рассказ будет о спортсмене, звезда которого на млечном пути Кубка мира вспыхнула в 1985 году яркой сверхновой, затмив все остальные звезды. И как любая сверхновая, свет его был слишком недолог. Чудак, сказал тогда Андрей Макаревич и написал про него песню "Костёр":
Этот чудак всё сделает не так.
И его костёр взовьётся до небес"
Рок Петрович, родившийся 5 января 1966 года в Любляне, вчерашний юниор, в сезоне 1985/86 выиграл пять этапов Кубка мира в слаломе, решив тем самым судьбу Малого хрустального глобуса.
Благодаря Петровичу, слалом, каким его знали до 1985 года, навсегда изменился. В слаломе воцарилась перекрестная блокировка, позволившая гораздо глубже уходить внутрь поворота и предопределившая дальнейшую эволюцию техники и инвентаря. Наверное, сейчас, с высоты прошедших лет и пережитой карвинговой революции, внедрение перекрестной блокировки кажется небольшой вехой в истории слалома, но тогда, в 85-м это было откровение, а человек, привнесший этот элемент - мессией.
Человеком, который оказал наибольшее влияние на Рока, был, конечно, его отец, Красимир Петрович, известный спортивный психолог, кандидат технических наук, руководитель научных экспертов, привлекаемых для работы со всеми югославскими национальными командами, и вице-президент югославского комитета альпийских дисциплин. Он не был тренером по горным лыжам, как, например, Хельмут Жирарделли, Анте Костелич или Василий Степанович Мельников. Он вообще не был спортсменом-горнолыжником. Его детство прошло на острове в Адриатическом море, и он вырос, занимаясь водными видами спорта. Рок так же начал с плавания. Позже он увлекся виндсерфингом и дайвингом, но когда в девять лет пришла пора выбирать, на каком виде спорта остановиться, Рок выбрал горные лыжи.
В своих трудах Красимир Петрович особенно подчеркивает важность раннего определения предрасположенности (одаренности) ребенка к тому или иному роду спортивной деятельности, и Рок не стал исключением из этого общего правила. Он начал кататься в четыре года и серьезно приступил к тренировкам в девять.
"Когда мой отец увидел, что я заинтересовался горнолыжным спортом, он усадил меня и мы долго разговаривали. Он хотел знать: "Ты действительно серьезно об этом думаешь, или ты катаешься только ради забавы?" И он точно объяснил, сколько труда придется вложить, какое количество путешествий совершить, и как много внимания средств массовой информации я привлеку. Он попал точно в цель. Тогда я осознал, на что будет походить моя жизнь. Но еще он сказал мне, что я могу "сойти с поезда" в любое время. В любом случае. Это было мое решение - заняться горнолыжным спортом. Было несколько лет, когда я не был уверен, что собираюсь продолжать, но решение было всегда за мной. Горные лыжи доставляют мне огромное удовольствие. Если я почувствую, даже завтра, что это ощущение пропало, то оставлю спорт. Он является лишь очередным этапом, да важным, но лишь этапом в моей жизни".
Карьера Рока рано пошла в гору. В возрасте 11 лет он выиграл слалом на Трофео Тополино, неофициальном детском чемпионате мира, ежегодно проводящемся в Монте-Бондоне, недалеко от Тренто, Италия. Повторил этот результат в следующем, 1978 году, выиграл слалом-гигант в 1979 году и обе технические дисциплины в 1980 году. Его пять побед на Трофео Тополино - один из наилучших результатов за все время проведения этих соревнований, в которых в свое время отличались такие великие спортсмены, как Марк Жирарделли, Петра Кронбергер, Маркус Васмайер, Катя Зайцингер, Густаво Тёни, Ингемар Стенмарк и Альберто Томба.
То, что Красимир предложил Року, было "научным подходом и созданием условий". Это включало раннее тестирование на антропометрические особенности (прежде всего бОльшие, чем норма коленные суставы), функциональная способность (прежде всего анаэробная), моторные способности (взрывная сила, координация, гибкость, баланс и т.д.), система ценностей, мотивация, социальные условия и история болезней.
Доктор Петрович подчеркивает, что отбор не должен привести к манипуляции ребенком. Интересы ребенка имеют первостепенное значение, и обучение должно рассматриваться им как игра, а достижения на склонах могут иметь образ истинной любви к жизни.
Рок воспринял эту программу хорошо. Он был умным мальчиком (говорил на пяти языках, включая свободный английский) и имел всестороннюю спортивную одаренность: широкие плечи, узкий торс и отличные двигательные способности для агрессивного катания с минимумом ошибок. Достигнув зрелости в то время, когда великий шведский горнолыжник Ингемар Стенмарк был в расцвете, и когда его соотечественники Боян Крижай, Йоже Куралт и Юре Франко были успешны на стартах Кубка мира, у него было множество моделей для подражания. Но...
"Имитация никогда не бывает так же хороша, как оригинал. Я пытался учиться у большого количества лыжников, принять то, что я думал, будет работать на меня. Я восхищался новаторами. Но я никогда не пытался подражать другим. Я всегда хотел, чтобы мой стиль был моим собственным”.
Он говорил, что большую часть этого отношения к жизни он получил от матери, Зденки Штайнер. Его мама, учитель рисования, развелась с отцом, когда Року было три года. Она учила его "понимать жизнь", и в результате он смотрел на гонки иначе, чем конкуренты.
"Для меня важна не победа над другими спортсменами. Я соревнуюсь с трассой. Учитывается только то, как я самовыражаюсь во время заезда. Когда я выигрываю, я вижу парней с недовольными взглядами, который не дают мне чувствовать себя хорошо. Для меня важна сама гонка. Это похоже на создание картины — не маслом, когда можно все изменить, а акварели, где очень трудно исправить ошибку".
Несмотря на первые успехи, горнолыжная карьера Рока не была похожа на марш непокоренного. За несколько дней до своего 15-го дня рождения, он стартовал в своей первой гонке чемпионата мира среди юниоров 1981 года в Шладминге, Австрия. Эти соревнования в слаломе-гиганте он начал восемьдесят восьмым, а закончил сороковым. Худший результат в жизни.
И хотя он выиграл чемпионат мира среди юниоров в слаломе в Сестриере в 1983 году и занял третье место в слаломе-гиганте, это было одно из немногих светлых пятен в тот трехлетний период. Рок чувствовал, что бежит по дорожке, которая движется назад. В 1982 году он занимал 54-е в слаломе и 74-е в гиганте в списках ФИС. В 1983-м был 59-й в SL и 79-й в GS, а в 1984-м году опустился до 84-го места в слаломе, немного улучшив позицию (56) в гиганте.
Какова же была причина этого застоя? Видимо, у него возникли личные проблемы и другие интересы, влияющие на его концентрацию. И хотя он не говорил об этом, но очень глубоко переживал смерть своей старшей сестры Сенки, которая погибла при падении во время занятий на батуте.
Только в сезоне 1984/85 он добился существенного прогресса, взойдя на пьедестал в слаломе на этапе в Парк-Сити (2 место) и завоевав еще четыре раза место в первой десятке, в том числе седьмое место в гиганте на чемпионате мира в Бормио.
Но при всем при этом, он не считал, что победы или хорошие результаты обязательно вселяют ему больше веры в себя или делают его лучше. "Мой отец и я работаем над анализом каждого заезда в поиске идеала. Я не удовлетворен, если я не реализую то, что хотел сделать на трассе. Это может казаться тщеславным, особенно, когда я побеждаю с большим превосходством, но самовыражение, к которому я тянусь, не является вопросом моего результата относительно других гонщиков, но всегда относительно склона и трассы. И я говорю не о том, что чувствуют фрирайдеры, глядя на свои следы в девственном снегу. Я говорю об общем количестве чувств, которые возникают в процессе гонки.
"Например, в Венгене. Возможно, я мог бы пройти верх первой трассы немного быстрее, но это не то, чем я недоволен. Первая трасса была так отвратительна, что ехать по ней было все равно, что играть на расстроенном пианино. В этом случае не возникает чувство прекрасного. Все, на что можно надеяться - приемлемое время на финише. На второй попытке я сделал несколько тактических ошибок наверху, которые привели к тому, что я поздно нашел правильную линию, а затем, ближе к финишу, я ужасно проехал двое или трое ворот. Когда Вы делаете что-то глупое, победа не оставляет у Вас тех чувств, которые хотелось бы".
Рок много читает: беллетристику, когда устает, и философию, когда тревожен, но он совсем не книжный интроверт и ему симпатизируют конкуренты. Ему нравится музыка, и он играет на синтезаторе для забавы, любит создавать собственные мелодии. "Я не нахожусь в одной лиге с кем-то, типа Дуга Льюиса (американский спусковик, бронзовый призер чемпионата мира 1985 года, опытный виолончелист), но я весело провожу время”.
Тренер югославской сборной, Тони Вогринец, подметил очень характеризующую отношение Рока к лыжам особенность: "Когда ребятам приедаются лыжи, мы играем в футбол или баскетбол. И все этому радуются. Безразличным к таким играм остается лишь Рок, который, пока мы гоняем мяч, застегивает крепления и спускается по склону. Для души."
Ранней осенью, накануне сезона 1986/87 Рок повредил спину, так что не смог тренироваться столько, сколько считал нужным. В его планах было улучшить свои результаты в гиганте, который в дальнейшем помог бы принести ему результаты и в супер джи. Но такое распыление на фоне травмы сыграло против Рока. В следующем сезоне он только один раз взошел на пьедестал, поднявшись на второе место в слаломе в родной Краньской Горе.
Он утратил свои позиции, раз от раза финишируя за пределами первой десятки. С одной стороны, из-за проблем со спиной его физическая форме была недостаточно высока, а с другой, конкуренты переняли его новаторские приемы. Тони Вогринец, сказал, что Рок "сгорел" завоевав Малый хрустальный глобус.
После Олимпиады в Калгари и посещения нескольких ашрамов в Индии (Рок очень серьезно занимался йогой, медитацией и был увлечен буддизмом) в возрасте 23-х лет он поменял свою горнолыжную карьеру на академическую. Его интеллектуальный потенциал нашел свое место на факультете спорта в Люблянском университете, который он окончил в 1991 году с дипломной работой о нарушении прав и свобод человека в спорте. Опубликовал несколько статей в различных областях науки, связанных с работой над магистерской диссертацией на тему "Дискретного имитационного моделирования биомеханических структур в горнолыжном спорте". Звание Магистра было присвоено ему осенью 1993 года. Посмертно. Рок Петрович погиб 16 сентября 1993 года во время занятия дайвингом на острове Корчула в Адриатическом море.
Ему было 27 лет.
Сейчас, спустя много лет, в Словении Рок Петрович остается национальным героем, которого отлично помнят и чтят все любители горнолыжного спорта. О его жизни в 2012 году снят документальный фильм "От камня до кристалла", большую часть которого можно посмотреть в сети:
А на cловенских подмостках идет интересная театральная постановка "ROKOVA MODRINA" о жизни Рока Петровича.
Да, возможно "костер" Петровича отгорел, но каждый раз, когда я смотрю соревнования по слалому, я вижу свет, который оставил после себя этот великий спортсмен.
... а как же лыжи?! А что лыжи? Это всего лишь средство для самовыражения.
Автор: HappyNY
Другие статьи автора:
Музей SkiGu.ru: Rossignol Olympique
Музей SkiGu.ru: Kastle RX National Team SL
Музей SkiGu.ru: Rossignol 9S Dualtec
Музей SkiGu.ru: Kneissl racing team AF
Музей SkiGu.ru: Fischer Racing cut Super Competition
66 |
alrok
|
Спасибо, Сергей! Здорово, как всегда! Очень занятно наблюдать за ростом литературно-художественной составляющей. Еще немного, и можно будет попробовать сделать сборник по истории лыж и лыжников. В лицах. И в лыжах. |
Bitus
|
Потрясающе! А я почти забыл о нем... Недавно ловил себя на том, что не смотря на хорошее относительно товарищей по тренировке время, был недоволен самими спусками, тем, что не удалось сделать так , как надо, как хотел. Очень созвучно с Роком. |
HappyNY
|
Спасибо! Я в 80-х думал что он хулиган. Уж не знаю почему. Может быть потому, что он на трассе был очень агрессивен, а может быть потому, что горнолыжная карьера была очень уж короткой. Логично было предположить, что поймал "звезду" и пошел во все тяжкие. Потом, когда появился интернет, искал про него информацию, нашел только инфу про его гибель в 93-м. Решил, что либо в пьяной драке, либо на войне в Югославии. А все оказалось совсем не так. |
igor X.O.
| ||
Да, здОрово! Спасибо.
| ||
traisen
|
Мистика какая-та... Их Петрович, это наш Жиров.. Как удивительно похожи их судьбы. и детали: оба гоняли на лыжах одной фабрики обладали уникальной, прогрессивной для своего времени техникой в одном сезоне одержали подряд несколько побед оба имеют по 9 подиумов на этапах КМ оба показали дважды выдающиеся результаты в одних и тех же местах (Жиров - Боровец, Петрович - Краньска Гора) Спустя годы: обоим посвящены документальные фильмы, у них - театральные постановки, у нас- ежегодный мемориал... вот такие оказывается могут быть параллели... |
Olga
|
О, как стартует горнолыжник! Он весь в стремительном броске, И дни непрожитые жизни Висят, висят на волоске... /Ю.Визбор "Горнолыжник"/ |