03.11.2024 /
Илка Штухец входит в сезон Кубка мира по горным лыжам с новой командой
03.11.2024 /
Сборная Италии начинает интенсивную подготовку к слалому Кубка мира в Леви
03.11.2024 /
Биатлонист Латыпов занял второе место на соревнованиях по лыжным гонкам в Алдане
03.11.2024 /
Даниил Серохвостов: «Самый большой плюс в подготовке – не попал в больницу летом. Повезло»
SKIGU.RU:Видео с тренировок
SKIGU.RU:Гардениссима 2024. Самый длинный в мире гигант
SKIGU.RU:Хиршер
SKIGU.RU:Набор в школу инструкторов в Архызе
SKIGU.RU:Про Кубок Мира
SKIGU.RU:Интервью с Pepper customs
Улитки на склоне Фудзи
Теги: Фудзияма | Фудзи | Фудзи-сан
08.08.2014
Началось все с понимания того, что летние планы на Памир или Тянь-Шань стремительным домкратом летят в тартарары. Следующим шагом стала командировка в Японию в конце июня, программа которой начиналась в понедельник, а следовательно вылетать надо было в выходные. Сопоставление двух этих простых фактов привело к очевидному выводу, что если и есть у меня шанс куда-то сходить в этом году, то вот он – священная гора Фудзи, она же Фудзи-сан.
Надо сказать, что в конце июня в Японии все еще сезон дождей, на высоте вершины плавно переходящих в снег с периодически очень неслабым ветром, поэтому официальный сезон восхождений начинается в первой декаде июля (в 2014 году это 1 июля). Вне официального сезона ходить крайне не рекомендуется и в любом случае следует регистрироваться в местном полицейском околотке. Хотя, похоже, можно и не регистрироваться, никакого контроля на горе не было замечено.
Изначально я планировал сходить один, однако эта безответственная мысль была зарублена японскими коллегами из дружественной компании на корню и мне был назначен напарник Фукуда-сан, уже обладавший опытом пребывания на вершине Фудзи. Даже не знаю, было ли это беспокойство за мое здоровье, или опасение за то, что безответственный гайдзин может что-то не то совершить на священных склонах ).
Обычно из снаряжения необходимы только треккинговые палки, однако созвонившись с местной спасательной службой, получили информацию, что наверху много снега и нужно брать с собой кошки. Кошки так кошки, не вопрос, тем более в базовом лагере, то бишь Токио, можно взять напрокат и то и другое, чтобы не таскать из России.
Всего на Фудзи (высшая точка 3776 м) есть 4 основных маршрута:
- Yoshida (старт с высоты 2305 м)
- Fujinomiya(старт с высоты 2380 м)
- Subashiri (старт с высоты 1970 м)
- Gotenba (старт с высоты 1440 м)
Протяженность варьирует от 12,5 км (Yoshida) до 17,5 км (Gotenba).
Информацию эту я извлек уже после восхождения из японского путеводителя, а зря. Надо было узнать все заранее, но увы, понадеялся на напарника )
Поскольку времени на вдумчивый и философский подъем с осознанием прожитой жизни и грядущих перемен не было абсолютно, мы выбрали наикратчайший путь, т.е. Yoshida.
План действий по встрече рассвета на Фудзи заключался в следующем:
- вечером в воскресенье в 18.00 старт из гостиницы в Токио
- в 22.00 выход на маршрут с высоты 2300 м
- в 4.18 встреча рассвета на вершине 3776 м и последующее просветление до 05.00
- спуск и окончание маршрута в 09.00 утра в понедельник
- в 10.00 – поезд на Токио.
В час дня уже была запланирована встреча с нашими партнерами, опоздать на которую было ну никак нельзя.
Но это все была прелюдия и подготовка, а ровно по графику в 6 вечера мы с напарником встретились в лобби отеля и с рюкзаками за спинами нырнули в дебри токийского метро. Предварительный прогноз на mountain-forecast.com предсказывал дождь, переходящий в ливень на высоте 2000 м и снег с порывистым ветром на вершине, во что чувства отказывались верить, учитывая температуру окружающей среды в 25 градусов. По пути мой напарник рассказал, что не далее как вчера на горе погиб восходитель, возможная причина - «подскользнулся», больше никакой информации. «Вот тебе и пешеходный маршрут, надо бы поаккуратнее» - подумалось.
Как известно, мы предполагаем, а кое-кто наверху располагает, поэтому первый сюрприз случился уже на станции Fuji, где мы собирались взять такси до начала маршрута. Оказалось, что по причине “не сезон” в ночное время все ближайшие маршруты закрыты и такси туда не едет! Путем 15-ти минутных переговоров выяснилось, что один-таки, самый дальный, доступен и точно по расписанию в 22.00 мы стояли у точки старта маршрута Gotenba. Правда альтиметр на часах показывал высоту 1440 вместо плановых 2300, и это несколько настораживало, учитывая наш график. Что же было неожиданно хорошо – так это погода, вопреки всем прогнозам демонстрирующая абсолютно ясное звездное небо и белеющий конус Фудзи-сан над нами.
Начало маршрута и направление движения перепутать никак невозможно, ибо эта “тропа” представляет собой хайвэй шириной метров 10, да еще и местами промаркированый столбиками и флажками. Для того, чтобы успеть к рассвету, нужно было набирать около 400 м в час, что мы и бодро делали пару часов, в полном единении с природой и горой, ибо кроме нас на этом склоне не было никого (и это при том, что в сезон на Фудзи может одновременно находиться до 10 000 человек!).
Вообще, сам процесс восхождения на вулкан, особенно ночью, оставляет ощущение ходьбы по громадному террикону металлургического шлака. Это ощущение усугубляется еще и тем, что везде наблюдаются артефакты искуственного происхождения в виде столбов, ленточек, а также бульдозеров и экскаваторов, периодически возникающих из ночной тьмы. Видимо процесс подготовки к сезону шел полным ходом, потому что выше 2000 метров склон Фудзи представляет настоящий лабиринт из разного рода немаркированных троп и дорог, разобраться в котором ночью достаточно нелегко. К тому же, ближе к полуночи, натащило облака и наше передвижение стало напоминать небезызвестного Ежика в тумане, только по столбам и ориентировались.
И тут моего напарника “накрыло”. Если первую 1000 метров мы прошли за 2,5 часа, то на следующие 700 м потребовалось три. Под конец только самурайский дух и долг перед корпорацией двигал Фукудой-сан. В 3.30 утра и за 600 метров до вершины стало ясно, что мимо встречи рассвета мы уже пролетели и на повестке дня стоит вопрос, успеем ли вообще поднятся, с учетом нашего графика? Посовещавшись, решили, что дальше я попробую один, благо рассветало, путь становился достаточно очевидным, а Фукуда-сан на вершине уже был один раз.
Пробитая в снегах и вулканическом шлаке дорога уверенно вела к вершине, однако за 100 вертикальных метров до финиша одинокий экскаватор в конце пути четко дал понять что здесь все “далеко не так однозначно” (с). Ибо дальше “тропа” была нерасчищена, целиком занесена снегом, а сам снег покрывал толстенный и очень скользкий наст. Причины вчерашнего инцидента со смертельным исходом стали понятны, ибо разогнаться на таком склоне при соскальзывании есть куда, а внизу спустя метров сто полета ждут очень неприятные камни.
“Не беда, ведь при мне же кошки, сейчас быстренько надену и через 15 минут буду на вершине кратера!” – было порадывался я, но увы, радость была преждевременной. Кошки, взятые японцем “на всякий случай”, были неизвестной мне конструкции и банально малы. Так что пришлось лезть в обход по шлаковой сыпухе и разваливающимся останцам, что на практике означало два шага вверх и полтора вниз. Тем временем рассвело окончательно, пейзажи вокруг приобрели прямо-таки марсианские расцветки и ровно в пять утра кратер таки был достигнут.
Строго говоря, это была не высшая точка горы. Высшая точка была на противоположном крае и венчалась чем-то типа метеостанции. Но до нее было минут тридцать ходьбы туда-сюда и метров 40-50 по вертикали, а времени уже не было совсем, учитывая что вернуться к началу маршрута нужно было в 9 утра. Поэтому отдышавшись минут десять и сделав несколько фотографий кратера, местных пейзажей и высокогорного синтоистского храма, поскакал вниз, весело спуская перед собой лавинки шлака.
Компаньон мой к тому времени уже отдышался, поэтому обратный путь прошел быстро и без происшествий. Жизнь внизу уже кипела вовсю в виде поднимающихся по склону бульдозеров со всяким скарбом и персоналом. Фудзи-сан благосклонно позволила сделать пару снимков себя снизу и окончательно скрылась в облаках.
Что в общем-то не сильно огорчило, учитывая унылые бескрайние серо-черные поля вокруг. Напоследок даже мелькнула мысль, что правильно сделали, выбрав ночной подъем, уж больно было бы скучно тащиться вверх при дневном свете.
А ровно в 10.00 симпатичный поезд с закосом “под старину” унес нас обратно в сторону Токио и на этом мое общение со священной горой Фудзи завершилось. А заодно и прояснился смысл мудрой японской народной мысли: «Дурак тот, кто не всходил на Фудзи и дважды дурак тот, кто сделал это повторно».
Если кто будет в тех краях и решит совершить подобную экспресс-прогулку по Фудзи, схема движения такая (из района Shiodome):
- 30 минут на метро по линии Oedo от Shiodome до станции Shinjuku
- 1 час от Shinjuku до станции Otsuki по линии Chuo
- 1 час от Otsuki до станции Fujisan по линии Fujitozan
- далее на такси до начала маршрута по выбору (до Gotenba около 40 минут, остальные ближе)
Имейте ввиду, что если идете не в сезон и выбор падет на маршрут Gotenba, надо заранее озаботится способом возврата оттуда на станцию Fuji, ибо общественный транспорт в этот период там отсутствует, а такси там не дежурит. В сезон же никаких проблем с возвратом нет.
Транспорт в Японии дорогой, поэтому наш бюджет на двоих составил около 40000 йен, из них 28000 ушло на такси до Gotenba и обратно. Судя по количеству приютов и разного рода лоджий во время сезона все можно купить на месте, но вне его они наглухо заколочены и рассчитывать на них не стоит.
P.S. А намеченная встреча в 13.00 состоялась строго по графику. Ибо в Японии по-другому не бывает )
Автор: Леонид Кузьмин
13 |