08.11.2024 /
Горнолыжные курорты в Челябинской области запустили системы оснежения
08.11.2024 /
Когда откроются горнолыжные курорты Башкирии
08.11.2024 /
Петтер Нортуг и Йоханнес Клэбо тренируются в Ливиньо
07.11.2024 /
Вирер, Виттоцци, Хофер и Джакомель вошли в состав сборной Италии на первый этап Кубка мира в Контиолахти
SKIGU.RU:Видео с тренировок
SKIGU.RU:Хиршер
SKIGU.RU:Набор в школу инструкторов в Архызе
SKIGU.RU:Про Кубок Мира
SKIGU.RU:Интервью с Pepper customs
Мысли и советы по поводу снегоступов
Теги: снегоступы
18.11.2013
Автор: Алекс Кузмицкий / snowsense.ru
Данный текст - не обзор всех снегоступов, имеющихся на рынке, и не какое-либо их сравнение. А всего лишь частный взгляд на проблему не более того. Но он может оказаться крайне полезным, для тех кто ищет хорошие снегоступы. Ибо их зело мало..., но, при всем при этом, выбрать все равно сложно. Немного и поругаюсь, на TSL, знамо дело...
За те лет 15, которые я занимаюсь зимними и горными видами активности (лыжные походы, альпинизм, горный туризм, фрирайд, беккантри,...) мне довелось перепробовать порядка 10 моделей от 3-4 ключевых фирм-производителей. Не шибко много, но вполне достаточно, чтобы понять основные нюансы снегоступинга, применительно к хождению по горам. К тому же, был еще и период, когда занимался продажами широко известного французского бренда TSL в России. Так что немного и изнутри знаю эту "кухню".
Снаряжения у нас... сами понимаете, много. Для проведения фрирайд-школ и лавинных курсов держим в боеготовности 12-15 комплектов всевозможного барахла (биперы, щупы, лопаты, пилы, палки-телескопы, рации, рюкзаки), в том числе и снегоступов... ведь % людей на ски-тур снаряжении и уж тем более на сплит-бордах пока еще очень и очень невелик, приходится выдавать. Плюс запасные держим, для замены выбывших из игры.
Поэтому имеем дело и с большим количеством разных снегоступов. И что важно, они все время в работе, что называется, "и в хвост, и в гриву". То есть любые недостатки конструктива, брак и т.п. вылезают быстро. Недаром, что нам частенько дают различный экип на тесты, дабы, фигурально выражаясь, пропустить через 3 Сократовских сита (правды, доброты и необходимости).
Так вот. Если быть кратким, то до недавнего времени (до середины начала 2000-х), рынок снегоступов был столь узок, что существовало всего несколько фирм, производящих снеготупики (TSL, MSR,...). Следствием этого была слабая конкуренция, несовершенный конструктив и достаточно высокая цена (по паритету покупательной способности).
В России безусловным лидером были TSL. Особенно модели Rando 225 и далее (226,..).
Но, в крайние годы в мире наблюдается настоящий всплеск интереса к снегоступингу ("сноушуинг"). Проводятся соревнования, гонки и т.п. В альпийских странах десятки сотни тысяч людей ходят на снегоступах по горам, часто просто в свое удовольствие. В Северной Америке - аналогично. Снегоступы становятся все более и более привычным элементом снаряжения на беккантри-фрирайде и не только. Соответственно, где массовость, там и появляются бюджеты на разработки, доведение конструктива и т.д. В итоге сейчас в мире около полутора десятка серьезных производителей. И качество / комфорт снегоступов существенно возрос. Теперь это действительно удобное средство передвижения по зимнему рельефу, не то что раньше, когда только и делаешь, что приспосабливаешься, а то и вовсе дорабатываешь-улучшаешь "напильником" (было и такое).
Но... до нас пока еще все это многообразие пока практически не дошло. Продаются все те же модели, из года в год. И народ мучается. Ибо те же французские модели - одно сплошное наказание)).
Почти не бывает у нас в школе людей, которые бы не ругались на "удобство" крепления ботинок в них. И ладно бы просто трудно было приладить, так ведь нет. Можно потратить время и все эти неудобные регулировки отрегулировать, но ведь они еще постоянно разбалтываются и раз в 5-20 минуть нужно подтягивать снова. К тому же пятка выскакивает (явный баг конструктива), ну и в кульминации что-нибудь ломается из фурнитуры, а то из элементов платформы. У нас за одну только смену Левел 3 в этом году полетели 4 пары снегоступов TSL Rando 226. Из 13-ти. Недостатком это уже и язык не поворачивается назвать... брак он и есть брак. Про такие мелочи как забивание снегом и льдом фастов... и говорить нечего.
На этом безрадостном фоне очень выигрывают современные и очень продуманные аналоги из Северной Америки. Вопрос лишь в цене... они явно дороже. Хотя, смотря на качество исполнения, и то удовольствие, которое получаешь в процессе использования, понимаешь, оно того стоит.
В этом сезоне удалось заполучить несколько рамных мягких снегоступов нового поколения и потестировать. И ощущения примерно сопоставимые, как у лыжника, впервые переходящего с "классики", на современные фрирайд-лыжи, с талией 110-115)). Сначала недоверие и сомнения, но очень быстро понимаешь, что это по-настоящему "круто-здорово-быстро-удобно...". И что эта любовь уже навсегда. И обратного хода нет. Несколько людей, которые брали их у меня попробовать, высказывались примерно в том же ключе.
Так что лично для себя я сделал выбор. Больше никаких жестких неудобных снегоступов. Только рамные)). И всем советую. По крайне мере, попробовать и самому решить, подходят они вам или нет.
Если кого интересует лично мой выбор, на данный момент - фирма Easton (да-да, та самая, которая специализируется на производстве суперпрочных и легких сплавов, делает лучшие стойки для палаток и т.п.). Конкретно у меня модель Arctica Backcountry, 25 дюймов. У Аленки - женская версия, несколько попроще.
Да, чуть габаритнее, да чуть тяжелее, но это я быстро привык к этому новому размеро-весу и прекрасно катаю с ним, без проблем.
Рекомендации по подбору размера снегоступов (от Easton). Хотя я бы делал поправки на район, где будете использовать и как...))
Это сугубо жизненный опыт. Очень жалею, что раньше не удалось попробовать и все "елозил" по старым решениям (плюс банальное недоверие к рамным снегоступам, типа... "для гор это не подойдет")). На следующий сезон для школы будем заказывать уже Easton или похожие аналоги.
9 |