03.11.2024 /
Илка Штухец входит в сезон Кубка мира по горным лыжам с новой командой
03.11.2024 /
Сборная Италии начинает интенсивную подготовку к слалому Кубка мира в Леви
03.11.2024 /
Биатлонист Латыпов занял второе место на соревнованиях по лыжным гонкам в Алдане
03.11.2024 /
Даниил Серохвостов: «Самый большой плюс в подготовке – не попал в больницу летом. Повезло»
SKIGU.RU:Видео с тренировок
SKIGU.RU:Гардениссима 2024. Самый длинный в мире гигант
SKIGU.RU:Хиршер
SKIGU.RU:Набор в школу инструкторов в Архызе
SKIGU.RU:Про Кубок Мира
SKIGU.RU:Интервью с Pepper customs
Siberian Black Ice Race, или как я проехал на велосипеде 1000 км за два месяца
Теги: Siberian Black Ice Race | Байкал | велосипед | велотуризм | велопоход
09.08.2013
Гонка под таким названием проходила на льду Байкала в середине марта. Организатором выступила английская фирма, в активе которой экстремальные гонки по всему миру. Цель гонки – пройти около 600км от поселка Листвянка, до города Северобайкальск, используя при этом коньки, лыжи, велосипед, кайт, или просто пешком. Способ передвижения каждый выбирал сам, главное условие – отсутствие мотора или иной тягловой силы. В этой гонке я тоже принимал участие и стал ее победителем.
Начнем с того, что я вообще не велосипедист, а альпинист, и к велоспорту отношения никакого не имею, катаюсь от случая к случаю, велик в основном пылится в гараже. Поэтому искушенных велопрофи прошу строго мою статью не судить. За два с небольшим месяца, предшествующие гонке, велосипеду было уделено особое внимание, а километров на нем пройдено в разы больше, чем за пять предыдущих лет эксплуатации. Да и Байкал в эту зиму я узнал гораздо лучше, чем за все годы жизни в Иркутске.
В начале февраля мы с друзьями пробежали на коньках от МРС до Листвянки, в пробеге и родилась идея поучаствовать в гонке, а почему бы и нет! Саша Токарев взял на себя организацию нашей команды. Признаюсь, я спортсмен с амбициями и настроем на победу, и мой надежный тыл – магазин «Эпицентр» в лице его генерального директора. Началась подготовка, анализ ледовой обстановки, выбор средства передвижения, проработка тактики и конечно, тренировки.
Немного о средстве передвижения: Велосипед Marin «Bolinasridge»,модель 2007 года – проще не бывает, цена 300 баксов. Первая и самая важная доработка –шипованные покрышки "Shwalbe" (ice spiker pro evo), без них даже думать не стоит о движении по чистому льду. Убедился сам – модель держит и на льду и на скользком асфальте, и по накатанной снежной дорожной колее, пять рядов шипов все-таки! Далее по мелочи: меняем педали, устанавливаем велокомпьютер (оказался очень полезен, показывает скорость и пройденное расстояние, помогает навскидку ориентироваться в контрольных точках с учетом пройденного расстояния и скорости). В ходе тренировочных заездов выяснилась важная деталь: на ровном льду не нужны тормоза – убираем их со всей системой, экономим около килограмма веса! Устанавливаем на велосипед багажник с сумкой-штанами, для транспортировки груза. И перед самым стартом делаем контрольную ревизию всех узлов и агрегатов: меняем задний переключатель, петух, цепь, втулку заднего колеса.
Как не минимизируешь вес экспедиционного снаряжения, а его все равно набирается прилично: автономка одним словом! Если разместить все на велосипеде (а это в принципе возможно), он будет перегружен, к тому же парусность возрастет в разы, а следовательно падает скорость. Поэтому беру с собой рыбацкие сани среднего размера, к ним крепится рюкзак со снаряжением лямками вверх. Санки поедут по ровному льду сзади, а в случае торосов или движения по снежным пятнам, рюкзак одевается на плечи вместе с санями. В качестве дома – велосипедная палатка "Camp" весом всего килограмм, комфорт, конечно, относительный, но в данном случае это не главное. Общий вес снаряжения и продуктов без велосипеда составил порядка 15–17 кг.
Теперь подробнее о тренировках. Еще в начале февраля сделал пробные заезды в окрестностях Иркутска, чтобы войти в режим, и проверить велосипед в зимних условиях. Поездки показали, что все в порядке. Затем прокатился по маршруту Култук–Листвянка (около 80 км, вдоль КБЖД) с запланированной ночевкой на льду, из которых примерно половину прошел пешком по глубокому снегу. Надо сказать, что это была самая тяжелая поездка из всех моих тренировочных. Устал я тогда сильно.
Затем принял участие в фестивале «Сарминский шквал», что проходил на Малом море. Поучаствовал в гонке на 36 км, вокруг острова Огой. А на следующий день стартанул из МРС в 6 часов утра с целью проехать вокруг Ольхона за один световой день. Расклад получился такой: дистанцию в (170–180 км) одолел за 10 часов 45 минут, последние километров 25 двигался при сильном встречном ветре. Устал конечно сильно, но зато для себя понял – могу проезжать такое расстояние за день и сохранять работоспособность. Это наверное был самый нужный и полезный заезд, после него пришла уверенность в правильности своей тактики.
За два дня до старта контрольный заезд по маршруту Голоустное–Листвянка (45 км) с целью разведать стартовый участок и окончательно подогнать все снаряжение. При умеренном встречном ветре получилось около трех часов. В этой поездке я испытал движение с санями и новое велооборудование.
Итак, гонка. Первое впечатление от иностранных участников - это огромные полярные сани, с которыми собирается передвигаться подавляющее большинство участников. Да и в целом ребята экипированы по полной. Наши участники выглядят скромнее. Однако, все полны решимости преодолеть дистанцию. В день старта ветер на Байкале переменился с северо-западного (который дул еще два дня назад) на восточный, и дует нам в лицо. Надо сказать, за последние два месяца в своих поездках я двигался в основном против ветра, может это совпадение, но уж очень хотелось бы наоборот. А сегодня мы стартуем по переметенной снежной дороге, что само по себе препятствие, да еще и с ветром метров 15–20 в секунду в лицо! Зато все в равных условиях и сразу понятно, кто есть кто.
Первые 20 км до мыса Соболев преодолеваем очень тяжело. Впереди едет Саша Улитин, стараюсь не выпускать его из прямой видимости, парень пытается оторваться ото всех, во что бы то ни стало. Дальше лед от снега становится чистым, ехать уже не проблема, но ветер стихать не собирается! Из Листвянки я стартовал с рюкзаком на спине, теперь по льду могу его спокойно тащить в санях. На мысе Малый Кадильный наступил в снежный надув, под которым оказалась вода, обоими ногами по колено. О движении вперед не может быть и речи – при таком ветре за 20 минут останешься без ног. Выход один – на берег, сушиться до наступления темноты, переодевать ботики (благо есть во что) и двигаться вперед ночью.
Ощущение что все сильно ушли вперед, а ты отстал, хотя позже выяснилось, что впереди был один Улитин. К наступлению темноты я высушил обувь, переодел сухие кроссовки, запасся горячим чаем в дорогу – можно ехать, к тому же, ночью ветер стих. Для себя решил: буду двигаться до тех пор, пока не стану засыпать на ходу. Получилось часам к 11 вечера добраться до Большого Голоустного, снег на льду закончился, впереди открытый лед, идеальный для передвижения на велосипеде. Двигаюсь до двух часов ночи, немного не доехал до Средних Хомутов. Быстрый ужин, палатку ставить не стал, залез в нее как в мешок, будильник на 5:30 утра.
Поспать успел всего 3,5 часа, но удалось обмануть организм коротким сном, состояние отличное. Пополняю запасы чая, завтракаю наскоро и вперед. Даю себе установку не расслабляться и ночевать только в Узурах (точка промежуточного финиша на Ольхоне, от моей ночевки примерно 220 км). Километров через 15 на пути встречается снежное пятно, которому конца и края не видно. Обычно, чем дальше от берега, тем меньше снега на льду, поэтом иду пешком по морю. Удача не заставила себя ждать – снегоходный след, шириной в два велосипедных колеса, по нему можно ехать. Разгружаю сани, они едут теперь пустые, рюкзак на спине, удается разогнаться до 20 км/час. Так я преодолел препятствие за полтора часа, на которое при самом худшем раскладе могли уйти сутки. Вышел на чистый лед и взял курс на мыс Крестовский. Напротив Бугульдейки устроил небольшой привал – попалась трещина с водой. Погода шепчет, ветерок слабый, надо торопиться, пока не дай Бог не подул сильный ветер. Примерно в 14:00 я напротив Крестовского, вдали показался Ольхон – мне туда. Остается 100–110 км, а это полпути на сегодня. Стараюсь двигаться средним темпом –так расходуется меньше сил. В 17.30 я напротив пролива Ольхонские Ворота. Двигаюсь напрямую к мысу Ухан, место знакомое, ориентироваться нетрудно, да и легче психологически, когда знаешь, сколько еще остается. В сумерках выхожу на финишную прямую – последние 35 км до Узур. Естественно ни о какой ночевке сейчас не может быть и речи – двигаться в темноте до победного! Предыдущая бессонная ночь и усталость дают о себе знать, скорость падает. Но до победы на этапе совсем немного, надо терпеть.
В пол первого ночи достиг желанного финишного коридора. Встреча с организаторами, чашка чая, несколько фотографий и меня отпускают, наконец, поспать. Ставлю палатку на пляже рядом с деревней (по условию гонки ночевки в теплом жилье запрещены), и до утра. Следующий день –отдых: сплю, ем и сижу на одном месте, коплю силы перед броском на север. В полдень финиширует Саша Улитин, его дистанция закончилась (он был заявлен на спринт). День отдыха прошел очень быстро.
20 марта в 7 часов утра я взял курс на мыс Рытый, началась вторая, северная часть марафона, и совершенно незнакомый Байкал впереди. От Ольхона двинулся напрямую – это около 60 км. Встречались торосы, и очень не удобный для движения лед, все время в голове мысль: не пробить об острые льдины колеса. За пять часов поравнялся с западным берегом Байкала и двигаюсь теперь уже вдоль него. На одном из мысов замечаю человека, гуляющего по льду – оказалось на берегу кордон Байкало-Ленского заповедника, егеря зовут Геннадий, живет тут один. И это не мыс Рытый, как я думал, а мыс Шартла. Рытый я уже проехал около десяти километрами раньше! Кстати, тут крайнее место после Ольхона, где работает мобильная связь БВК, отзвонился, попил чая и вперед.
Сегодня план добраться как можно дальше на север, потому как теперь я соревнуюсь не с участниками гонки (они от меня отстали прилично), а с явно надвигающейся непогодой, и весь чистый лед может в один миг засыпать снегом – тогда будет несладко.
Дальше двигаюсь спокойно и в ровном темпе, прохожу один за другим мысы Покойники, Заворотный. Встречающиеся по дороге рыбаки фотографируются со мной, узнавая, что я участник гонки. Предлагают накормить, напоить и даже подвезти. Вежливо отказываюсь, еду дальше.
После мыса Заворотный попадаю в пятно снега на льду, однако есть подсказка: после него жмись к берегу, там дорога, тогда тебя точно никто не догонит. Примерно с километр пешочком, и я действительно на накатанной дороге. Оставшегося светового времени как раз хватило, чтобы добраться до мыса Елохин. По компьютеру за сегодня намотал 153 км, осталось до финиша примерно столько же, однако финишные – километров 60–70 – это снег, открытый лед скоро закончится и непонятно что впереди, к тому же непогода может настигнуть, поэтому не будем загадывать.
С утра старт в 7 часов, как стало более-менее светло. До мыса Большая Коса (около 30 км) лед еще чистый, проехал без проблем. А дальше очень неприятный участок до мыса Котельниковский, ключ маршрута можно сказать. Дорога по глубоком снегу, со снежными переметами. Скорость моя сильно падает, чаще останавливаюсь на отдых. По пути прямо на дороге встретились две большие трещины с водой шириной около двух метров. Пришлось искать обход. Но меня уже не остановить! От Котельниковского, на нем расположена термальная база, обычно идет накатанная дорога, которую якобы каждый день чистят грейдером.
Похоже, в этом году то ли решили сэкономить, то ли грейдер сломался, но дорога так себе и километров десять я сильно напрягаюсь. Затем, ближе к берегу появляется накат на дороге и первый раз за всю гонку попутный ветер, еще и не слабый такой! Этот участок до села Байкальское я проскочил за полтора часа, разогнался однажды до 40 км/час. Осталось до финиша совсем немного – 30 км, но хорошая дорога кончилась. По озеру метет снег, сплошная белая мгла. Над севером Байкала висят тучи, еще час-два и явно пойдет снег! Надо успевать. Получилось около трех часов напряженной работы, и я на южной окраине города Северобайкальска. Добрался до точки финиша в городском яхт-клубе. Встретили меня местные ребята, сфотографировали, записали время финиша, отвезли на вокзал. Получилось, я финишировал в 19.38, 21 марта, спустя четверо суток, 4 часа и 38 минут после старта, по компьютеру прошел за сегодня 150 км, общий пробег около 580 км.
Спустя три часа я садился в поезд в Северобайкальске, и повалил снег, пришла непогода. Успел! Остальным участникам гонки будет несладко. Гонка для меня закончилась, однако появились новые планы, и в них есть место и велосипеду. За эти неполных два месяца, по моим подсчетам, я проехал на велосипеде, около тысячи километров, как от Иркутска до Красноярска, или от Москвы до Ростова. Прошел участками весь Байкал с Юга на Север, и отлично провел время.
Огромное спасибо всем, кто поддерживал меня и помогал в подготовке, тем кто болел за меня и верил в победу.
Автор: Евгений Глазунов
Другие статьи по теме:
Кольский адовник (обзор одного велопутешествия)
ABSA Cape Epic – восьмое издание южно-африканской многодневки глазами участников
8 |