У меня тоже вопрос появился . Интересует планирование, учет и анализ подготовки (ОФП, техническая и спортивная горнолыжная). Каким образом и в каком объеме ты применяешь (или применял) эти инструменты? Каким образом эти инструменты применяются в сборной (у Виктора младшего)? Насколько это вообще полезно/бесполезно, особенно применительно к спортивной и технической горнолыжной подготовке?
Спасибо за интересный вопрос, Сергей! Про меня тут особо нечего сказать- позор один... Ну пока не было "Снежка", ходил летом в зал и качал ноги и спину, статические нагрузки в основном. Планирование сводилось к уровню "летом- телега, зимой-сани" . Теперь и вовсе один снежок, вперемешку с винсерфингом и стоячим гидроциклом. Забурел и обленился.
Про всю сборную не скажу, а вот про Витька могу сказать, что его подготовка на сегодня серьезно планируется и идет постоянный контроль, к примеру , за уровнем усталости по крови. Внетрассовая работа изобилует различными , не очень понятными на первый взгляд, упражнениями. В ОФП теперь включен раздел (и он, пожалуй, на сегодня превалирует) на развитие равновесия, очень много времени он проводит на канате, такое уже вытворяет- можно в цирк... Соотношение всех этих дел определяет тренер, спец разделы ведут узкие специалисты, упражнения по технике- брат Марлис Шильд, спец офп- тоже профи по этой части, австриец. Помимо этого планируется соревновательный сезон, с учетом массы факторов, как то квоты России на стартах, кол-во дней, разрешенных для нахождения в Европе, стартов, разрешенных юниорам и т.д. Этим занимается Витин отец, Петр.
В завершение скажу, что всё это дало эффект, превосходящий все ожидания. Благодаря канату и упражнениям на равновесие Витя стал намного сбалансированнее и резче, меньше стало ошибок и мелких издержек в трассе, технические упражнения улучшили скольжение и вынос ног, всё вкупе , надеемся, даст результат в след. сезоне.
А я как не думал, так и не думаю. Думать на трассе, это слишком медленно. А вот доезжать, и тем более без сбоев перестал. Когда весил на 10% меньше, бегал и пистолетиками увлекался, доезжал гарантированно с 200% запасом прочности на любой трассе... при точно таком же никаком накате.
......у ветеранов, как правило хуже дела с физикой и автоматизмом........
Подумал...повспоминал свои последние снеготрассы... Вот какое дело: Перестал думать (думаю только о старте), еду только на рефлексах - доезжаю до финиша! А ведь весь сезон кувыркался. Горе от ума, однако! А вот физика - это ПРОБЕЛ!!! Все в зал!
Спасибо! Рад слышать, что у Виктора младшего все так серьезно с подготовкой. Было бы очень интересно, узнать несколько подробнее про целеположение в горнолыжной подготовке. Если с ОФП все понятно (хочешь приседать 60 раз в минуту на одной ноге, постепенно наращивай скорость и количество повторений в подходах), то как можно запланировать скинуть скажем 1,5 секунды с результата в слаломе?
Буду абсолютно серьезен. У тебя нет серьезных технических ошибок. Есть вполне приличный вынос ног, по крайней мере на крутой части. Что до грехов, как ты говоришь, есть за тобой один очень тяжкий грех- ты не тренируешься. И на этом почти всё. Я добавлю, конечно, про нестабильную ширину ведения лыж, эпизодическое отпускание их далеко вперед, про позднее давление по траектории и по саму позднюю траекторию. Но всё это местами. А местами- отличные короткие слаломные повороты (первая попытка-3 -й и 4-й, вторая- 3,4,5,6.). Если спортсмен может сделать хоть пару приличных поворотов, то значит, он может делать прилично и все остальные. Но для этого надо тренироваться. Я понимаю, что, скорее всего, сыплю тебе соль на сахар: нет возможности или по работе или по семейным там... Но мне тебе почти больше нечего сказать. Заметь даже тот факт, что во второй попытке в 2 раза больше хороших поворотов, чем в первой, то есть первая как тренировка , дала эффект...Ладно, всё, не буду агитировать за советскую власть...
Еще по делу если всё-таки хоть иногда будешь выбираться на трассу, в первую очередь- добейся начала поворота с носка и переноса давления в лыжи по траектории вверх. Ну сама траектория зависит от того, какие ямы нарыли товарищи, и все равно старайся не ехать по внешнему брустверу после линии падения.
Что же касается грехов вообще, абстрактно, то я бы их расположил в порядке убывания тяжести так: -Завал корпуса внутрь поворота -нет ничего хуже, он лишает возможности сильно закантовать лыжи, вынести ноги, потому что бесполезно тратит возможность смещения центра тяжести относительно лыж, дарованную нам центробежной силой. -опора на плоскую внутреннюю. Или ехать во внешнюю , на внутреннюю не давить, или внутреннюю тоже кантовать. Иначе часть давления не создает сцепления кантов за снег и лыжника попросту сносит наружу поворота. -разворот плеч и всего корпуса вслед за лыжами, вызванный тем, что лыжник тянется внешней рукой к флагу -тотальное сидение на задниках ботинок и, соответственно, лыж, сильно уменьшает возможности укорачивания радиуса дуги, неустойчивое положение в принципе. -список далеко не полный, буду добавлять, подсказки из зала приветствуются.
Ну не так в лоб- полторы секунды, но почти то же по смыслу- скинуть 10 очков в слаломе, к примеру. Ирония в том, что 10 очков - это как раз и есть примерно 1.5 сек в сумме двух попыток, секунд по 45 каждая .
А ставятся цели , к примеру 10 очков- не с потолка, а исходя из реальных возможностей спортсменов в принципе. Известно, что когда у тебя 100 очков , то за сезон можно скинуть 30, когда утебя 50- можно 10 или 15 если повезет, когда у тебя 20, можешь скинуть 5... года за 2, а когда 15- можешь уже не скинуть ничего и никогда... Кстати, когда у тебя 100, но тебе-50.....
Когда тебе 50 и у тебя 100... и это не давление, и не марка машины фирмы Ауди, то надо писать книгу в назидание молодым (т.е. ставить памятник) С чем ты успешно справляешься.
Видимо не совсем я точно выразился. План может быть какой угодно (разумеется лучше, чтобы он был реальным), непонятно каким образом определить реальность этого плана. Знаю, что задача крайне сложна и решается она только совместно спортсменом и его тренером. Интересует твое мнение, каким образом подходить к решению данной задачи. Ну например: Наверное стоит постепенно устранять узкие места в подготовке и инвентаре. Сначала провести тестирование, определить физические кондиции. Применительно к слалому например надо мочь без снижения темпа отпрыгать на коробочке 45 сек. Если получается отпрыгать только 30 сек (без снижения темпа), то можно допустить, что на последней трети дистанции происходят потери в размере 0,05 соток на ворота (сколько точно, можно посчитать по видео), что на 15 воротах даст 0,75 сек (может дать). Дальше по видео тренер определяет ряд ошибок, распределяя их по степени наибольшего влияния на результат.
И вот тут я начинаю буксовать... К примеру, что вреднее для результата - езда на заднице или плоская внутренняя? Понимаю, что на настолько абстрактно поставленный вопрос ответ будет такой же абстрактный... Ну тогда вот такое видео: https://www.youtube.com/watch?v=5SOK6UyBdno
Как бы ты распределил по степени влияния на результат следующие технические проблемы (которые я вижу, конечно их больше): - отсаживание на пятки - излишняя вертикальная работа - поздняя загрузка лыж в дуге (ближе к линии падения)
И если составить общий перечень "грехов" горнолыжника спортсмена любителя, какие бы ты счел наиболее "тяжелыми".
Спасибо, утешил И еще раз, теперь уже абсолютно серьезно, спасибо за столь вдумчивый и подробный ответ!
Натолкнуло на мысль: - у ветеранов, как правило хуже дела с физикой и автоматизмом, чем с техникой, для быстрейшего прогресса надо накатывать ворота и не забывать ходить в зал; - у тех, у кого нет базы за плечами, для такого же быстрого прогресса, одними накатом и физикой ограничиться не получится. Надо работать над техникой. На каком-то этапе именно это станет узким местом.
Паш, комментировать это у меня кишка тонка... Витек по смыслу делает примерно то же, но слегка другим путем. Контроль лактата- да, координация и равновесие- тоже да, больше на канате... Идея решать головоломки под нагрузкой- невероятно красиво придумано...