Я скажу честно- НЕНАВИЖУ ЯМЫ!!!
Если они сделаны лыжниками слабее меня- то они поздние и дальние, а ехать надо по ним- попытки влезть на внутренний бруствер приводят к потере скольжения и не приводят к более правильной траектории- траектория просто предопределена и надо с этим смириться. Я не готов смиряться. Поэтому стараюсь не участвовать в любительских соревнованиях, где я поеду далеко от начала и снег не вызывает доверия. Просто не вижу смысла делать то, что не принесет радости. Даже если удастся победить. По той же причине не стал ходить на общественные тренировки в снежке, когда других не было. Ну невозможно по поздним ямам по колено ездить! Никакая техника тут не спасет - будешь просто выживать и закатывать массу ошибок. При этом можно показывать лучшее время дня, развивать нечеловеческие хода с нечеловеческими же ужимками, чтобы остаться в этой бобслейной колее. Только смысла, пользы и радости в этом нет.
Если ездить по ямам с более сильными лыжниками, то тут возникают иные проблемы- траектория слишком прямая и быстрая для тебя, если ты повторишь их траекторию, то повторишь и их скорость, а это не всегда по зубам. На ровном и жестком зашел бы чуть выше, с дтифтца, а тут- дудки , мочи на все! Тоже тяжело. Я как правило, проезжаю максимум 20 ворот в их темпе и вылетаю. Это полезно, но радости тоже мало, хотя ведет к повышению скоростного барьера и в целом способствует прогрессу, если не слишком сложно, так. что и пять ворот становятся недостижимой целью...
Если ездить исключительно по своим же ямам, которые ты наделал в глубоком плохо укатанном снегу, тренируясь в одиночку, то тоже постепенно начинаются непреодолимые сложности, если склон крут, а ямы глубоки. Дело в том, что когда начинаешь ехать по внешнему брустверу оптимальной для тебя траектории, скорость будет заметно больше, чем та, что была вначале, когда ты эту траекторию нарезал. И справиться с ней подчас бывает невозможно. Речь опять-таки идет о сложных склонах и трассах. В снежке, к примеру, по ямам намного быстрее, чем без ник по мягкому и относительно несложно. Но снежок- это не весь мир (хотя иногда мне кажется, что весь)
Что же касается общих рекомендаций к езде по ямам, то их немного, но они обязательны к исполнению.
-ехать надо точно по ямам, как бы далеко и низко они ни были
- нельзя пытаться перерезать ямы, пересекать их, любое отклонение от них приводит к катастрофическому снижению скорости.
-всегда нужен запас высоты, с которого надо плавно въезжать в яму. Опаздывая, ты бухнешься в нижний внешний бруствер и потеряешь скорость (не говоря о тяжелых ударах в колени и позвоночник)
-въезжая в яму, выпускать в нее ноги, распрямляя их и сразу же выдергивать их обратно, чтобы не кинуло и не посадило на ж.. с отнюдь не виртуального бугра, что образуется между соседними ямами.
-ГЛАВНОЕ- НЕ БОЯТЬСЯ. Въехал - выехал, въехал- выехал, не спать, не ждать, держать высоту и темп. Основная проблема у большинства- психологическая. Становится не по себе от того, что ты не можешь управлять скоростью- как в бобслее несет вниз, успевай только ноги выдергивать. Но надо успевать. И не бояться.
Я много раз проходил через это, заставляя себя преодолеть страх и просто быстро и сосредоточенно работать. Всегда потом удивляло, насколько на самом деле все реально успеть и попасть.
И тем не менее, НЕНАВИЖУ ЯМЫ!
PS Тут был вопрос, а как готовиться к ямам какие упражнения, летом и зимой.... Летом- всё то же, что нужно в принципе для лыж- ОФП, взрывная сила, равновесие, координация. Зимой.... Плохие условия тренировок, когда ямы по колено, легче найти, чем хорошие... Так что само получится. Чтобы научиться ездить по ямам, надо ездить по ямам, другого не дано.
Я для себя решил, что буду стартовать только там, где могу рассчитывать на сносное состояние полотна. На Мастерс-КМ я в старшей группе категории А (30-55 лет) и имея неплохие очки, еду в первой десятке , а то и в пятерке. Трасса практически идеальная. На РУС-Мастерс то же самое. На московских официальных стартах, Мемориале Жирова и чемпе МО поеду тоже в пятнашке. На КР где-то в 50-х номерах, но там готовят полотно так, что не особо разбивается. А по ямам ездить не хочу. Ни на тренировках, ни на соревнованиях.