18.05.2024 /
Всероссийские соревнования в лазании на трудность: итоги квалификации
18.05.2024 /
От гонщика GBR до менеджера: Чарли Рапосо присоединяется к команде Лукаса Браатена
18.05.2024 /
Луиза Емельева и Данила Уколов - чемпионы России в лазании на скорость
18.05.2024 /
Жюлия Симон и Фабьен Клод выступят в «Рождественской гонке». Ранее они побеждали дважды подряд
18.05.2024 /
Нисканен войдет в сборную Финляндии на сезон-2024/25, Пярмякоски – вне состава
SKIGU.RU:Чемпионат мира 2025 в Заальбахе: программа и основные моменты
SKIGU.RU:Камера для съемок тренировки
SKIGU.RU:Видео с тренировок
SKIGU.RU:Продаю автобокс Thule Motion XT XL
Универсальные лыжи: они еще и разные?
С точки зрения тех, кто катается на лыжах race stock (спортцех по-нашему), все остальное – не лыжи. Но если лыжи выпускают, значит они кому-нибудь нужны? Ведь доля «цеховых» лыж в общем объеме производства у ведущих брендов составляет доли процента. Другими словами, спортцех нужен в реальной жизни далеко не всем. «До швепс нужно дорасти?» А если серьезно, то в последние годы самую большую нишу в коллекциях всех производителей занимают универсальные или многоцелевые лыжи. И не потому, что стаи леммингов не могут ошибаться, а просто потому, что леммингам не нужен швепс. Совсем не нужен.
Многие считают, что универсальное хорошим быть не может по определению. И фотоаппарат, даже дешевый, позволит сделать более качественные снимки, чем продвинутый смартфон или планшет. Но положа руку на бумажник – а берем ли мы с собой постоянно и фотоаппарат, и видеокамеру, и ноутбук или в 99% случаев обходимся одним телефоном? И нужно ли среднестатистическому пользователю все это многообразие электроники, если фото в лучшем случае выкладывается в какой-нибудь facebook, и на этом его жизнь заканчивается?
Также и с лыжами: для подавляющего большинства катающегося народа такие слова, как торсионка, жесткость 38/28 и прочие, абсолютно понятные для спортсменов, слова и цифры, не скажут ничего. А вот возможность не заморачиваясь по поводу выбора оптимальной траектории, не говоря уже о нескольких парах специализированных лыж, кататься и по льду, и по буграм, и по неглубокому снегу, и по весенней каше – совсем другое дело, потому как это, в отличие от какого-то «карлинга», понятно. И полезно для кошелька.
Сразу договоримся о том, что GS модели недосягаемы по точности входа в поворот и чистоте дуги, SL - намного более живые в коротких дугах и обладают шикарной отдачей, а широкие целинные и мощные фрирайдовые модели будут, безусловно, лучше многоцелевых (универсальных) лыж в условиях внетрассовых просторов. Но опять: если речь идет об одной паре на все случаи жизни, то есть о лыжах для 99% любителей, катающихся то по подготовленным склонам, то по разбитым остаткам снегопада, то по свеженарытым буграм – имеет смысл выбирать именно из универсальных моделей.
Отметим еще один момент: в сезоне 2013-14 один из лидирующих производителей – Atomic, убрал из своей коллекции линию лыж Vario - «для подготовленных склонов». И на ее место пришли модели пусть и относительно узкие – всего около 73 мм, хотя и ориентированные на карвинг, но все же универсальные Nomad [S]. Очень, кстати, приятные лыжи, особенно самая старшая модель линейки. Да и универсальные линейки других брендов тоже уже не становятся. Так что за универсалами – будущее.
Современные универсалы очень разнообразны. Давайте разберемся, в чем различия, например, карвинговых универсальных или «просто универсальных», а также за счет чего одни лыжи всплывают в мягком снегу намного легче других, хотя носок, вроде, по ширине одинаковый…
Начнем с формы прогиба. Если еще лет пять-десять назад у всех моделей был исключительно классический камбер – выгиб вверх средней зоны лыжи, то сейчас все производители высоко подняли знамя с надписью «рокер». И даже в случае лыж SL и GS рокер, по меньшей мере, декларируют. Рокер – это обратный прогиб зоны носка (его ранний подъем вверх), а также, в зависимости от назначения лыжи, и ее пятки. Зачем? Такая конструкция упрощает управление лыжами, особенно в начале поворота. На рисунке ниже хорошо видно, насколько короче рабочая длина канта у закантованной универсальной лыжи с рокером, а ведь короткую лыжу легче попросить начать поворот, да и кант не «закусывает» у такой конструкции – хватка кантов мягче. Помимо этого, приподнятый (и, как правило, более мягкий) носок выполняет еще одну функцию: он намного лучше смягчает неровности склона, мягко обрабатывает комки снега и мягко работает на буграх.
А в целине приподнятый носок даже на невысокой скорости создает отличную подъемную силу – и лыжа всплывает намного охотнее. И не нужно «садиться назад», чтобы носки лыж показались из-под поверхности снега – лыжи с рокером в носке всплывают на гораздо меньшей скорости, чем лыжи с традиционным прогибом - камбером. Да и управлять такими лыжами в целине проще – достаточно закантовать лыжи, и набегающий поток снега сделает свое дело – носки лыж начнут поворот. Понятно, почему такая форма прогиба происходит от водных лыж.
Ну хорошо, это все в теории. А как же разобраться во всем ассортименте «универсалов» хорошего мультибрендового магазина?
Все многообразие можно с большей или меньшей точностью разделить на три группы. Первая группа – универсалы для подготовленных склонов, в эту же группу входят и карв-универсалы – то есть многоцелевые лыжи, которые лучше других идут в резаном ведении. Причиной тому – форма бокового выреза, которая оптимизирована именно для катания резаными дугами. Фактически, карв-универсалы по своей геометрии повторяют лыжи для карвинга (при ширине талии примерно 75 мм +/- 5 мм), отличаясь меньшей упругостью, отдачей и заметным рокером в носке. Некоторые модели этой группы имеют весьма короткий радиус (порядка 13 м), что позволяет с успехом использовать их и на коротких склонах. Но если говорить не только о резаном ведении, но и о катании с проскальзыванием, то узкие универсальные модели из этой же группы, но не имеющие приставку «карв» в названии, будут более «многоцелевыми». Благодаря тому, что форма их выреза изменена – например, в зонах носка и пятки канты могут быть практически прямыми или по крайней мере, в этих зонах радиус выреза намного больше, чем в зоне креплений – такие лыжи намного мягче уходят в проскальзывание, когда это необходимо.
Согласитесь: постоянно кататься с полной отдачей можно не слишком долго. Даже профессионалы не работают на склоне больше 3 – 4 часов, а ведь они круглый год только и делают, что тренируются… И естественно, «не-карвинговая» форма лыж – отличный вариант, если с утра и до обеда на них режешь по гладким склонам, а потом еще пару часиков расслабленно, с проскальзыванием, катаешься по тому, что нарыли орды коллег по увлечению. Да и ошибки усталого организма такие лыжи прощают с большей охотой, нежели цех.
Именно такая форма бокового выреза и такие характеристики (карвит средней зоной, проскальзывая носком и пяткой) в основном имеют и более широкие модели, условно – от 80 до 90 мм. Если талия у лыж 80 мм, то, казалось бы, это уже никак не для подготовленных трасс. На самом деле модели такой ширины с рокером отлично себя ведут и на подготовленных склонах, и на мягком снегу. И чем шире талия – тем легче лыжа всплывает, и тем легче на ней кататься вне трасс. И, соответственно, хуже (ширина уже ощущается) на подготовленных трассах.
Из собственного опыта тестов лыж: где-то в районе 86 – 87 мм лежит граница всплываемости лыж, у более широких даже на малой скорости после ошибки успеваешь вытащить начавшую тонуть лыжу, не упав. (Во мне около 90 кг, речь идет о лыжах длиннее 185 см). Наверное, можно с некоторой долей условности назвать лыжи с талией в 85 +/- 5 мм по-настоящему универсальными моделями. У лыж с такой шириной талии, как и еще более широких, в средней части камбер, а ближе к носку (и все чаще – еще и пятке) – рокер, помимо этого и форма бокового выреза сделана с учетом формы рокера. На жестком можно зацепиться средней частью - карв-зоной, и довольно успешно резать дуги или спускаться по леденистой корке с застругами. При выборе лыж из этой группы нужно принимать во внимание, что такой ширине талии соответствует относительно большой радиус выреза (порядка 17…19 м), так что дуги будут средними.
А если талия еще шире - 90-110 мм, то такие лыжи уже очень прилично идут по глубокой целине, и при этом еще относительно прилично ведут себя на подготовленном или жестком склоне. Хотя… Обладатели таких лыж предпочитают трассы использовать разве что для того, чтобы добраться до нераскатанных или неподготовленных склонов. И называется эта группа лыж соответственно - «фрирайд-универсалы». Правда, в последнее время те, кто реально много катается вне трасс, выбирают модели с талией 120 – 125 мм. Да и вряд ли они обратятся за советом к кому-то кроме своих друзей – таких же райдеров…
Георгий Дубенецкий
Другие статьи автора:
11 |
Thingvellir
|
Замечательное обозрение. доступное для адептов GS и SL изложение ,но все же жалко леммингов -не пьют Швепс и не катаются на спортцехе. |
George
|
Вступлюсь за леммингов Фраза "До швепс нужно дорасти" хотя и выглядит снобистской, на самом деле, как мне кажется, носит немного другой смысл, а уж с точки зрения леммингов звучит так: "если не видно разницы, зачем платить больше?" Понятно, что я не про цены. Выскажу свое мнение - мнение человека катающегося давно, но трассу не ходящего. Я имел удовольствие кататься на самых разных лыжах, включая и цеховые. Я не тренируюсь, катаюсь для отдыха. Цех для меня - фантастические по доставляемому удовольствию лыжи, но во-первых для этого нужен отличный склон, а во-вторых - бодрый организм Поскольку и то и другое - редкость, целина встречается почти также редко, а постоянно кататься вне трасс тот же организм уже не позволяет, то... мой личный выбор - универсалы с талией порядка 80 мм. |
ырг
|
Удивлен появлением данной статьи на этом ресурсе Для кого писано? о чем? Опять все та же маркетинговые слоганы, опять все тот же номад. Кому нужны универсалы? Никому они не нужны - на них приходится кататься когда нет под рукой лыж более достойных. И лемминги тут не при чем. |
ping
|
Скорее всего термин ошибочный - "универсалы", придуман производителями лыж для запудривания мозгов неопытных лыжников, нет универсальных лыж. Пример: почти всегда вожу с собой Саломон ВВR 7.5 175 см, R= 14 м, позиционируется как универсальная лыжа, но я ее использую только в условиях плохой видимости (когда сильно разгонятся опасно) и плохо подготовленного склона (легко пишут дуги по разбитым склонам, а так же по неглубокому целику) - полностью ими доволен. Но использовать их в хорошую погоду на жестком склоне и малом количестве народа вокруг в голову не приходит. Цеховой гигант или слалом (если здоровье позволяет) ничем не заменить. Жалко смотреть как народ вяло катит на 70-80 мм широких "универсальных" лыжах по хорошо подготовленным склонам, можно же взять в прокате экспертные с талией 66 мм и весело заниматься карвингом. А уж лыжи для начинающих вовсе глупо называть универсальными - у них одно назначение - позволить человеку в первый раз вставшему на лыжи безопасно привыкнуть к этому способу передвижения. |
HappyNY
|
Иногда, почитав отзывы с тестов, бывает хочется попробовать покататься на каких-нибудь универсалах о которых написаны восторженные отзывы... Но единственный опыт пробы подобных лыж в барханах Снежкома (на тестах брал кэстле mx88 и росси экспириенс98 ) показал, что самые комфортные лыжи для расколбаса, это ГСы. Причем не обязательно цех. ЗЫ: Вполне допускаю, что просто не "распробовал". ЗЫ2: Статья мне понравилась! Может быть в ней и раскрыты некоторые рекламные аспекты, являющиеся конструктивными особенностями определенных моделей, но куда от этого денешься? И мне кажется, что именно "трассоходам" эта статья наиболее интересна, так как каталоги магазинных лыж мы разглядываем крайне редко, и про "цивильные" лыжи знаем не много, а друзья то спрашивают. |
Smoyan
| ||
Да в трассе без спортивных лыж делать нечего. Но в свободном катании на горнолыжном курорте куда лучше вполне мощный и стабильный 1000 прогрессор, или фантастический россиньёль соул 13-14 гг. или тот же BBR. Ведь никто не покупает себе для повседневной езды обваренный рамами гоночный автомобиль на супер жёсткой подвеске и орущем мотором с прямоточным выхлопом, так какого пижонства ради мучиться на отдыхе на спортивном инвентаре? | ||
ырг
|
, Прогрессор 1000 - 2 титанала по 0.8 мм, деревянный сердечник, никакого рокера - не разу не универсал в понимании автора Соул - не знаю не пробовал но кажется это фрирайд? BBR - универсал далее см Ping Никто не призывает покупать цех как единственную пару, но и кататься по трассе на Соуле я бы не стал, также как и фрирайд на BBR - это не фрирайд. |
ping
| ||||
Может просто обидно показывать маркой лыж свой уровень или желаемый стиль катания? | ||||
alexey52
|
помнится был очередной снегопад.Сидеть в инструкторской надоело но одевать цех сл и даже гс совсем не хотелось.Взял у коллеги атомы номад кримсон,хотя подобного рода лыжи всегда особо серьезно не воспринимал.И был приятно удивлен что в таких не особо спортивных условиях можно получать от катания удовольствие,весело закладываясь по мягкому без риска залечь на боты |
Thingvellir
|
Реклама? Это хорошо .Так же как и лыжики всякие это хорошо .Лемминги ездят в горы отдыхать и катаются себе в удовольствие и это хорошо Хорошая статья про лыжи и фауну нас окружающую PS Из меха леммингов можно делать камусы и ихним жиром мазать обувь Пусть плодятся |
Mr.XX
|
Толково, Георгий Яковлевич! Общая картина охвачена. |
Mr.XX
| ||
...Но есть лыжи максимально адаптированные к различным состояниям склона. Вот Сереже гиганты на снежкомовской сыпухе понравились! Кстати - да! Вполне неплохо работают... Но это не значит, что ГС это универслы. Достаточно вырулить на них на могулоподобный бугрятник и всё станет ясно. Однако и сводить все разнообразие современных лыж к классической спецификации SAL тоже не стоит. И хотя универсалы больше подходят под категорию А , это не значит, что все они среднего уровня. Кроме разделения универсалов на категории по состоянию трассы (см статью), есть еще и разделение именно по уровню пользователя!!! Эти шкалы есть в любом нормальном каталоге - пист-оффпист и уровень юзера по 10-бальной шкале. Так, что универсалы есть и экспертного уровня и....ну скажем более низкого. Надо сказать, что современные каталоги вообще не позиционируют лыжи как начальные.. Ну на крайняк - среднего уровня. В этом конечно есть доля лукавства... Но универсалы..."среднего" уровня есть. Тут надо отметить, что универсалы низкого уровня, как правило относятся к трассовим с талиями не более 75мм. Что в общем-то и понятно - рано новичку на серьезный оффпист. Универсалы экспертного уровня, даже с достаточно широкими талиями вполне неплохи и на жестких (относительно) склонах. На то они и Экспертные универсалы!!! И тут не могу не привести уже известную фотку Сани Гордеева на универсалах с талией 80мм!! | ||
ping
| ||
| ||
HappyNY
|
2 Mr.XX Саш, а какие универсалы экспертного уровня ты бы посоветовал попробовать? Вчера |
Thingvellir
| ||
| ||