14.11.2024 /
Сборные команды России проводят последние приготовления к новому сезону в Кировске
14.11.2024 /
Челябинская область открыла горнолыжный сезон на неделю раньше
14.11.2024 /
На курорте «Губаха» стартует зимний сезон
13.11.2024 /
Лоик Мейяр перед стресс-тестом: в Леви запланировано возвращение в слалом
13.11.2024 /
Несмотря на сопротивление: FIS рассчитывает на проведение параллельных командных соревнований на чемпионате мира по горным лыжам 2025 года
SKIGU.RU:Гардениссима 2024. Самый длинный в мире гигант
SKIGU.RU:Видео с тренировок
SKIGU.RU:Хиршер
Кристальный горизонт долины Аннивье. Швейцария
Теги: Швейцария
10.04.2013
Цейская, Визбор
- Рейтинг альпийских курортов составлен, лучших курортов быть не может. Куда ехать?
- Где нет суеты. После твоих отчетов на лучших курортах аншлаг.
Для встречи НГ хотелось оказаться ближе к первозданной природе, и выбрана была уютная долина Аннивье. Хотя сомнения в правильности выбора были - ведь что может быть лучше бесконечных просторов, когда в течение дня можно открывать кристальные горизонты один за другим, видеть прекрасные меняющиеся пейзажи, и при этом лететь на лыжах! Небольшая Долина Аннивье с 5 отдельными курортами казалась альтернативой свободному катанию по бескрайним просторам, ставшему уже любимым развлечением. Из долины Аннивье тоже можно переехать в соседние известные курорты долины Вале, но это уже другая история, на транспорте.
В долине Аннивье находятся 5 небольших отдельных курортов: Chandolin, Saint-Luc, Zinal, Vercorin, Grimentz. Пишут, что до каждой из станций можно добраться за несколько минут на скибасе, однако на практике путешествие в соседнюю деревню занимало достаточно времени. Протяженность всех трасс - 220 км, максимальная высота катания - 3000 м. Бронировала новогодние каникулы в Zinal через Interhome в феврале. Сайты долины Аннивье http://www.zinal.ch/, http://www.rma.ch/anniviers/switzerland/s
Швейцарские долины часто напоминают кавказские ущелья, а эта долина напомнила Цейское ущелье - по отдаленности от центральных районов, по колориту, по живописности.
С книгой Месснера "Хрустальный горизонт" мне повезло познакомиться в начале 80-х в Цейском ущелье благодаря замечательному человеку - Вере Матвеенко. Вера после катания работала над переводом этой книги, ставшей впоследствии лучшей книгой про горы. Трудно сейчас представить, но тогда публикация книги на русском была невозможна, и работа над переводом велась просто потому, что нельзя было ее не вести, т.е. "в стол". В то время существовало мнение, что советсткие люди не должны знакомиться с литературой, проповедующей индивидуализм, а советсткие спортсмены должны группой, плечом к плечу, след в след, идти к намеченной цели...
Общение с Верой оказалось очень ценным для меня. Вера упорно работала над переводом, несмотря на грустные мысли о судьбе книги. Частями отдавала мне главы книги прямо "из-под пера". Мы шутили, что я оказалась первым русским читателем. Много обсуждали название книги: "The Crystal Horizon" переводится дословно, как "Кристальный горизонт". Были разные варианты, помню, что я предлагала "Блистающий горизонт". Только спустя десять лет книга вышла на русском языке со ставшим теперь уже привычным названием. Повезло, что книгу переводила Вера - замечательный альпинист, великолепный литератор, привлекательная женщина с тонким умом и вкусом. Я просто случайно оказались с Верой за одним столом. Сейчас я знаю, что случайных встреч не бывает. Задумались ли и вы, почему важные встречи - случайны? Почему встречаются близкие по ощущениям люди? На митинге, к примеру, ваше случайное место обязательно будет рядом с человеком похожих взглядов. Поездка в Цей запомнилась прежде всего великолепным общением, вечерним чаепитием под мягкие обертоны гитар: "С Верой, что вслед нам помолится старый Монах". Монах - красивая гора, доминирующая в Цейском ущелье. Как Маттерхон - в долине Аннивье.
Под эти мысли проходила подготовка поездки в Циналь, которую надо было спланировать, а потом, как оказалось, быстро перепланировать, чтобы помчаться в другую сторону - навстречу теплым объятиям и рождественским встречам. Об этой, почти кругосветке по Европе, я расскажу в другом посте Амстер и другие.
«Всегда выбирайте самый трудный путь — там вы не встретите конкурентов» (Шарль де Голль).
В Циналь необходимо было приехать к 16 часам, как написано в договоре, поэтому одна остановка была запланирована в Лейкербаде - для плаванья в термах вечером и катания утром. После парижской экскурсии мы задерживались, приехать к оговоренным в бронировке 8 вечера уже не получалось. Пришлось звонить в отель по дороге. В отеле сообщили, что проблем нет, ключи будут оставлены на рецепции. Вечерний подъем в Лейкербад был довольно крутым, о лавинах предупреждали многочисленные таблички. Долина Валле отличается лавиноопасностью - это юг Швейцарии, здесь тепло, снег часто бывает мокрым, а горы очень крутые и высокие. К этой поездке, наконец-то, куплены были цепи, хотя обошлись без них. Но в сильный снегопад и на крутом подъеме без цепей в горах долины Валле не обойтись.
После крутого подъема в темноте, мы прибыли в отель Volksheilbad. Ключи от номера лежали на пустой рецепции, припарковались в общественном паркинге. Паркинги в Швейцарии платные, если они не частные. Иногда по этому поводу возмущаются, но это факт. Иначе парковка обойдется не меньше 100 франков, которые отберет полиция. Видели, как бюджетно выезжали из паркинга, просто приподняв шлагбаум. Паркинг обязателен, но через отель оплата идет со скидкой. Вечером в городе тишина, только несколько местных завсегдатаев общались возле пивного ларька. Погуляли по городу, нашли открытую пиццерию. Такой вкусной пиццы никогда не ела, хотя и не очень люблю эту еду. Сыр, швейцарский сыр - он все меняет! В своем "народном отеле" прекрасно отдохнули. Отель ожидался типа хостела, в Лейкербаде жилье недешевое. Но наш отель оказался идеально чистым и уютным, еще и со своими термами, где удалось расслабиться в полном одиночестве уже утром. 100 франков заплатили за отель с завтраком, термами и парковкой - для новогоднего Лейкербада это вполне бюджетно. Утренняя прогулка по городу среди степенной публики - и отправились к цели поездки.
Проехали еще раз по печально известному туннелю, о причинах трагедии в котором так ничего и не сообщалось. Освещение в извилистом туннеле - боковое, не это ли причина? В туннелях освещение обычно делают симметричным, а здесь креативщики постарались... Во всяком случае, ощущения там не не совсем приятные.
Вот и поворот в нашу долину Val d'Anniviers. Очень крутой узкий серпантин ведет в долину, то есть по-нашему, ущелье Аннивье. Без цепей в определенную погоду там не поднимешься.
На такой дороге не всегда могут разъехаться встречные машины. ВГ(Водитель Главный) был очень впечатлен таким вождением, дорога ему напомнила горную корсиканскую D84 из Порто в Бастию. На обратном пути живописный узкий серпантин сняла на видео: в некоторых местах правое зеркало почти касалось отвесной скалы.
Снег на дороге мы увидели только в конце долины, уже в Цинале, на высоте 1800. Цивилизация не слишком давно пришла в ущелье Аннивье, может поэтому многие швейцарцы любят проводить здесь свои отпуска, на новогодние каникулы людей было немало, в основном компании, многие знакомы. Так когда-то собирались в Славском, ходили в гости по вечерам...
Приехали мы рано, в 15 часов, и процесс заселения в наши апартаменты начался. В первом же магазинчике нам набрали указанный в договоре телефон, и хозяйка переговорила по-французски с нашим добрым гномом Жан-Клодом, который потом всегда приходил к нам на помощь. Был сообщен номер в апартаментах Les Erables, ключ был в двери, заказанные со скидкой скипасы на столе, Жан-Клод приедет позже. Комплекс апартаментов занимал 3 корпуса и имел множество входов. Указатели на английском отсутствовали, я несколько дней терялась в этих лабиринтах. Основные языки в долине - французский и немецкий, английский и итальянский относятся к группе не часто используемых языков, хотя всегда найдется волонтер, готовый прийти на помощь. В нужных случаях на склоне есть английская надпись.
Припарковаться рядом с корпусами могли только полноприводные машины, после нескольких попыток оставили эту затею, цепи надевать было уже неохота. Постепенно с помощью местных обнаружили вход, проход к нему, припарковались до утра в сугробе - и понаблюдали заезд остальных отдыхающих.
Мы приехали раньше, и с чувством удовлетворения отмечаю, все идут по нашим следам - разнообразные попытки подъехать к корпусам, буксовка, парковка в неположенном месте, потом поиски положенного, потом поиски входа... Это вам не Сан-Мориц! Хотя как сказать, наутро красота здешних мест поразила не меньше.
В центре - Монблан.
В конце горной цепи возвышается Маттерхорн.
Апартаменты оказались исключительно удобными, теплыми. Из окна открывался шикарный вид на ледники. Нас ждали, и в холодильнике было даже холодное пиво! Не говоря уже о скипассах на 6 дней катания во всей долине. Со скидкой, в высокий сезон, на двоих, они обошлись в 475 франков. Маятниковый подъемник находился в 200 метрах от корпуса, как и сказано было в договоре - это чистая правда. Правда и то, что эти 200 метров надо карабкаться вверх по сугробам, чтобы сократить путь. К окончанию поездки на все эти бытовые вопросы уже не обращаешь внимание - машина стоит в самом козырном месте среди швейцарских машин (другие машины здесь почти не встречаются), спускаемся к подъемнику на лыжах, храним снаряжение в хранилище на 1 этаже, багет покупаем по дороге обратно. В маленьком Цинале есть 2 продуктовых магазина, где есть все продукты, и есть даже замечательная булочная. Продукты и напитки мы купили по дороге из Франции и Бельгии, очень вкусно и почти бюджетно. Открытием для меня оказались французские готовые супы, хотя наш борщ кажется более привычным.
Непременный аперитив на обратном пути в одном из многочисленных ресторанчиков: Genepi, настойка на альпийских травах долины Аннивье, очень согревает, а ВГ предпочитает отличное швейцарское пиво. А что у них невкусное? Есть стандарты на каждый продукт, специальное обучение специалиста, чтобы соблюдать эти стандарты, иначе специалист не будет допущен, лицензия, уплата налогов, уважение законов. Полученная специальность по выпуску продуктов уже называется искусством... Все крайне просто.
Катание в долине Аннивье было замечательным! Больше всего понравился Циналь. Его могу назвать детским Сан-Морицем. Здесь очень много семей с детьми, работает большой детский интернат. На склонах дети занимают нижние подъемники - и не мешают умудренным лыжникам. В Цинале собираются лыжники со всей Швейцарии - фрирайдеры, карверы, можно увидеть телемарк, скитур, полюбоваться искусством полетов. С вершин Циналя открывается великолепная панорама ледников и главных швейцарских гор, Червино завершает долину Аннивье. На фоне остальных гор он кажется черным, снег плохо задерживается на отвесных склонах Маттерхорна, возможно поэтому его назвали по-французски и итальянски Червино. Виден и Монблан. Как только он окутывается облаками, как одеялом - жди смены погоды. Ледники близко спускаются в долину, почти как в Юнгфрау, виды можно сравнить с теми, которые открываются с Мюррена. В Цинале, как в Греции, есть все!
Лыжник из Лозанны на скитурах в Цинале, приехал на один день. Лозанну в хорошую погоду, наверное, можно увидеть со склонов Циналя.
Полеты
Погода была прекрасной, снег был замечательным: склоны достаточно жесткие, с припорошенным фирном наверху. Мечта! Один день шел снег - нам повезло в этот день расписать склоны Грименца. Его можно сравнить с маленьким Ишглем или с Доломитами, здесь многочисленные трассы проложены среди скал. Ощущение дежавю в долине Аннивье у меня возникало часто. Может, тем и уникальна эта долина, что здесь присутствует в миниатюре все самое прекрасное, что есть в других местах.
В следующем году планируется запустить телекабины из Грименца в Циналь, и этим связать две области катания в одну. Есть интересные спуски из Циналя в Грименец, в деревню Mottec, где нужно подождать скибас. Все области катания имеют прекрасный жесткий черный спуск в деревню, которому имеется альтернативная красная трасса.
Спуск по лавине.
В Цинале красная трасса в деревню имеет метра два ширины и проходит над обрывом по спрессованной лавине. По этой трассе состоялся традиционный новогодний спуск с факелами, который мы наблюдали уже с нашего балкона. На снимке спуск с факелами в правом углу.
Новогоднее катание было отмечено катастрофической по словам местных очередью на маятниковый подъемник. Швейцарцы со всех кантонов приехали завершить уходящий год на склонах Циналя. Пришлось простоять час, но наверху очереди рассредотачивались. Первого января очередей вообще не было – народ восстанавливался дома.
Очень привлекательно выглядят почерневшие старинные деревянные шале, внешне напоминающие старые, редко уцелевшие, карпатские хаты. В этих шале внутри - неприменный комфорт.
Области катания в долине связаны бесплатным скибасом, по горным серпантинам хотят они не часто, не быстро, строго по расписанию, иногда совмещаясь с рейсовыми автобусами. Saint-Luc и Chandolin связаны в одну область катания, переехать в которую надо было рейсовым автобусом сначала до Виссои(Vissoie). Это симпатичный городок, немного напомнивший маленький Шамони.
Из Виссои надо рейсовым автобусом доехать до почты и ждать скибаса до наземного метро, или ехать сразу в Шандолин. К 12 часам для мы, наконец, оказались на вершине Са-Люка, к этому времени в Цинале и Грименце мы уже хорошо накатывались. Катание в этой солнечной области понравилось, она немного напомнила Фирст в Юнг-Фрау.
В остальное время катались в Цинале, жаль было тратить время на поездки, хотя и это тоже заслуживает интереса.
Са-Люк, как его называют местные, очень симпатичная деревня, сохранившая свой колорит. Возможно, потому, что находится немного в стороне от центральных дорог.
Прекрасные дни в камерной, почти домашней, обстановке, пролетели быстро. Легкое, но заинтересованное, общение с обычными швейцарцами, как всегда, запомнилось. Кажется, что ты дома и давно всех знаешь, очень легко обо всем договориться с неизменно доброжелательными трудолюбивыми людьми. Откуда вы - это первый вопрос, второй - как вы узнали про Циналь, конечно по интернету?
Бывало на склонах и такое, разогнаться можно до неконтролируемой скорости.
В назначенное время мы с сожалением выехали со своей козырной бесплатной стоянки и по извилистому серпантину спустились с облаков в долину Валле. Мимо поворота в Кран-Монтану, где запланированное катание уже не укаладывалось по времени, мимо любимого Монтре, мимо Женевского озера: как всегда - мимо, как всегда - время... Через день после нашего отъезда в Цинале проводились соревнования European Ski Cup по женскому слалому, так что очереди на подъемник ожидались большие.
В последний викенд после новогодней недели на швейцарских дорогах обычно наблюдается тянучка до самого Базеля, швейцарцы возвращаются с гор. Навигатор подсказывал объезд, но и это мало спасало. Разве что помогло купить относительно дешевый бензин на второстепенных дорогах. Устав от медленной езды, заехали в неприменный Баден-Баден вместо запланированного Дрездена. В открытом еще туристском центре получили недорогой отель с бесплатной парковкой, и остаток вечера понежились в знаменитых термах Каракалла. Парковка для гостей на 2 часа бесплатна, 14 евро за два часа - стоимость терм, выход из паркинга ведет прямо в термы, повсюду - русские надписи. Это было достойное завершение очередного кругосветного путешествия. Расслабить мысли и тело в знаменитых термах для усталого путника – блаженство со времен римских императоров. На последнем сеансе людей было мало, высокий сезон финишировал.
Долина Аннивье запомнится своей аутентичной обстановкой, великолепным снегом, отличными разнообразными склонами, домашней обстановкой и простыми людьми – такими же, как и ты сам. Новогоднее катание - это обычно как итог уходящего года, разминка перед сезоном, когда идет настройка организма к новым нагрузкам и вспоминаются старые наработанные уроки, когда природа только начинает готовить склоны к настоящим стартам. Долина Аннивье прекрасно подходит для новогоднего катания. Но вряд ли эти места станут местами паломничества потому, что добраться до этих жемчужинок не очень просто.
Хотелось бы еще и еще раз оказаться здесь и в другие сезоны. Всем желаю хорошего катания везде и в любой сезон!
Особая благодарность Водителю Главному, взявшему на себя ответственность за путь почти в 6000 км, и особенно - за сложные горные серпантины.
Автор: Nadine
Впервые опубликовано в ЖЖ автора
Другие статьи автора:
6 |